у друга. Я начал
понимать группы Гурджиева как школу какого-то средневекового живописца,
ученики которого жили и работали вместе с ним, учились у него и друг у
друга. Кроме того, я понял, почему во время нашей первой встречи московские
ученики Гурджиева не могли ответить на мои наивные вопросы: 'На чем основана
ваша работа над собой?', 'Чти составляет изучаемую вами систему?', 'Каково
происхождение этой системы?' и т.п.
Теперь я понял, что на эти вопросы нельзя было ответить. Чтобы понять
это, нужно учиться. А в то время, более года назад, я думал, что имею право
задавать такие вопросы, подобно тому как новые люди, приходя к нам, начинали
с совершенно аналогичных вопросов. Они удивлялись тому, что мы не отвечаем
на них; как нам уже было видно, они считали нас нарочитыми людьми, играющими
заученные роли.
Однако новые люди появлялись лишь на больших встречах с участием
Гурджиева. Встречи же первоначальной группы происходили тогда отдельно. И
было понятно, почему так должно быть. Мы уже начали освобождаться от
самоуверенности, начали узнавать все то, с чем люди подходят к работе, и
могли понять Гурджиева лучше, чем прежде.
А на общих встречах нам было необычайно интересно слушать, как новые
люди задают вопросы, которые когда-то задавали и мы, видеть, что они не
понимают самых элементарных вещей, которых не могли понять и мы. Эти встречи
давали нам некоторое удовлетворение.
Но когда мы оказывались наедине с Гурджиевым, он нередко одним словом
разрушал все то. что мы построили для себя, и заставлял нас увидеть, что на
самом деле мы по-прежнему ничего не знаем и не понимаем ни в самих себе. ни
в других людях.
- Вся беда в том, что вы уверены, что остаетесь одними и теми же, -
говорил он. - А я вижу вас совершенно разными. Например, вижу. что сегодня
сюда пришел один Успенский, а вчера приходил другой. Или вот диктор - перед
тем, как вы пришли, мы с ним сидели и разговаривали, и это была одна
личность. Потом, когда все собрались, я случайно взглянул на него - и
оказалось, что здесь сидит совершенно другой доктор. А того, который говорит
со мной наедине, вы видите очень редко.
'Вы должны понять, что у каждого человека имеется определенный
'репертуар ролей', которые он играет в обычных обстоятельствах, - сказал в
связи с этим Гурджиев. - У него есть роль для любого рода обстоятельств, в
которых он обыкновенно оказывается в жизни. Но поместите его в другие
обстоятельства, хотя бы чуть-чуть иные, и он уже не в состоянии найти
подходящую роль, так что на какое-то время становится самим собой. Изучение
ролей, которые играет человек, составляет необходимую часть самопознания.
Репертуар каждого человека очень ограничен. И если человек просто говорит о
себе 'я' или 'Иван Иванович', он не видит всего себя, потому что этот 'Иван
Иванович' тоже не является единым: в человеке, по крайней мере, пять или
шесть людей. Один-два для семьи, один-два на службе (один для подчиненных,
другой для начальства), один для друзей в ресторане и, пожалуй, еще один,
который интересуется возвышенными идеями и любит интеллектуальные беседы. И
в разное время человек полностью отождествляется с одной из своих ролей и не
способен отделить себя от нее. Видеть свой репертуар, знать свои роли и,
прежде всего, ограниченность репертуара это уже знать многое. Но дело в том,
что за пределами репертуара человек чувствует себя очень неуютно, и если
что-то выбьет его из колеи, даже на короткое время, он изо всех сил
старается вернуться к одной из своих обычных ролей. Как только он попадает в
свою колею, все в его жизни опять течет гладко, исчезает чувство неловкости
и напряженности. Так бывает в жизни; но в работе, для того чтобы наблюдать
себя, человеку необходимо примириться с этой неловкостью, с напряжением, с
чувством неудобства и беспомощности. Только переживая подобное неудобство,
человек может по-настоящему наблюдать себя. И понятно почему. Когда человек
не играет ни одной из своих ролей, когда не может найти подходящей роли из
своего репертуара, он чувствует себя как бы раздетым. Ему холодно и стыдно,
ему хочется убежать от всех. Но тогда возникает вопрос: а чего же он хочет?
Спокойной жизни или работы над собой? Если ему нужна спокойная жизнь, он,
конечно, никогда не должен оставлять своего репертуара. В обычных ролях он
чувствует