то, что увидели мы; и прежде всего нас поразило то, что
они усмотрели во всем этом нечто совершенно противоположное нам. Должен
сказать о своих личных переживаниях: все это. произвело на меня весьма
необычное, даже болезненное впечатление. Я имею в виду то, что заставить
людей понять нас оказалось абсолютно невозможным. Конечно, мы привыкли к
этому в обыденной жизни, в области каждодневных проблем; известно, что люди,
испытывающие к нам в глубине души вражду, люди с узкими взглядами,
неспособные мыслить, могут понять нас неправильно, исказить и извратить все,
что мы говорим, приписать нам мысли, которых у нас никогда не было, слова,
которых мы не произносили, и так далее. Но теперь, когда мы увидели, что
именно так поступают люди, которых мы привыкли считать людьми нашего круга,
с кем мы провели очень много времени, которые раньше, казалось, понимали нас
лучше, нежели кто-либо другой, - это произвело на нас удручающее
впечатление. Конечно, подобные случаи были исключением; в большинстве своем
друзья просто оставались равнодушными, и все попытки заразить их нашим
интересом к системе Гурджиева ни к чему не привели. А иногда мы сами
производили на них любопытное впечатление. Не помню, кто первый заметил, что
наши друзья стали находить, что мы начинаем меняться к худшему, стали менее
интересными, чем прежде; нам говорили, что мы становимся бесцветными, как бы
увядаем, теряем свою былую непосредственность И восприимчивость,
превращаемся в 'машины', перестаем оригинально мыслить и чувствовать, а
просто повторяем, как попугаи, то, что слышим от Гурджиева.
Гурджиев много смеялся, когда мы рассказывали ему обо всем.
- Подождите, будет еще и хуже, - сказал он. - Понимаете ли вы, что это
в действительности значит? Это значит, что вы перестали лгать; по крайней
мере, вы не в состоянии лгать так интересно, как раньше. Интересным
человеком считается тот, кто хорошо лжет. А вы начали стыдиться лжи. Вы уже
способны признаться себе в том, что существует нечто, чего вы не знаете или
не понимаете, и вы не способны разговаривать так, будто знаете все обо всем.
Это и значит, что вы стали менее интересными и менее оригинальными и, как
они говорят, менее восприимчивыми. Так что теперь вы сможете увидеть, какого
сорта люди ваши друзья. Со своей стороны, они жалеют вас. По-своему, они
правы. Вы уже начали умирать. (Он подчеркнул это слово.) До полной смерти
еще далеко, однако некоторое количество глупости из вас уже вышло. Вы уже не
в состоянии обманывать себя столь искренне, как делали это раньше. Теперь вы
почувствовали вкус истины.
- Почему же мне иногда кажется, что я совершенно ничего не понимаю? -
спросил один из присутствующих. Раньше я думал, что хоть иногда что-то
понимаю, а теперь вижу, что не понимаю ничего.
- Это значит, что вы начали понимать, - сказал Гурджиев. - Когда вы не
понимали ничего, вы думали, что понимаете все, во всяком случае, что
способны понять все. Теперь, когда вы начали понимать, вы думаете, что
ничего не понимаете. Это пришло к вам потому, что до сей поры вкус понимания
был вам неизвестен. И сейчас этот вкус понимания кажется вам отсутствием
понимания.
Во время бесед мы часто возвращались к тому новому впечатлению, которое
мы производим на друзей и которое они производят на нас. И мы начали
понимать, что подобные идеи более, чем что-либо другое, способны объединять
или разъединять людей.
Однажды у нас состоялся долгий и интересный разговор о 'типах'.
Гурджиев повторил все, что он говорил об этом раньше, со многими
добавлениями и указаниями для личной работы.
- Каждый из вас, - сказал он, - встречал, вероятно, в своей жизни людей
одного и того же типа. Такие люди часто даже внешне похожи друг на друга, и
их внутренние реакции совершенно одинаковы. То. что нравится одному,
понравится и другому; что не нравится одному, не понравится другому. Вы
должны помнить о таких случаях, потому что только встречаясь с типами,
сможете изучать науку о типах. Другого метода нет. Все прочее - воображение.
Вы должны понять, что в тех условиях, в которых вы живете, невозможно
встретить больше шести-семи типов, хотя в жизни существует большее число
основных типов. Остальное - это их сочетания.
- Сколько же всего существует основных типов? -