Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

то, что увидели мы; и прежде всего нас поразило то, что

они усмотрели во всем этом нечто совершенно противоположное нам. Должен

сказать о своих личных переживаниях: все это. произвело на меня весьма

необычное, даже болезненное впечатление. Я имею в виду то, что заставить

людей понять нас оказалось абсолютно невозможным. Конечно, мы привыкли к

этому в обыденной жизни, в области каждодневных проблем; известно, что люди,

испытывающие к нам в глубине души вражду, люди с узкими взглядами,

неспособные мыслить, могут понять нас неправильно, исказить и извратить все,

что мы говорим, приписать нам мысли, которых у нас никогда не было, слова,

которых мы не произносили, и так далее. Но теперь, когда мы увидели, что

именно так поступают люди, которых мы привыкли считать людьми нашего круга,

с кем мы провели очень много времени, которые раньше, казалось, понимали нас

лучше, нежели кто-либо другой, - это произвело на нас удручающее

впечатление. Конечно, подобные случаи были исключением; в большинстве своем

друзья просто оставались равнодушными, и все попытки заразить их нашим

интересом к системе Гурджиева ни к чему не привели. А иногда мы сами

производили на них любопытное впечатление. Не помню, кто первый заметил, что

наши друзья стали находить, что мы начинаем меняться к худшему, стали менее

интересными, чем прежде; нам говорили, что мы становимся бесцветными, как бы

увядаем, теряем свою былую непосредственность И восприимчивость,

превращаемся в 'машины', перестаем оригинально мыслить и чувствовать, а

просто повторяем, как попугаи, то, что слышим от Гурджиева.

Гурджиев много смеялся, когда мы рассказывали ему обо всем.

- Подождите, будет еще и хуже, - сказал он. - Понимаете ли вы, что это

в действительности значит? Это значит, что вы перестали лгать; по крайней

мере, вы не в состоянии лгать так интересно, как раньше. Интересным

человеком считается тот, кто хорошо лжет. А вы начали стыдиться лжи. Вы уже

способны признаться себе в том, что существует нечто, чего вы не знаете или

не понимаете, и вы не способны разговаривать так, будто знаете все обо всем.

Это и значит, что вы стали менее интересными и менее оригинальными и, как

они говорят, менее восприимчивыми. Так что теперь вы сможете увидеть, какого

сорта люди ваши друзья. Со своей стороны, они жалеют вас. По-своему, они

правы. Вы уже начали умирать. (Он подчеркнул это слово.) До полной смерти

еще далеко, однако некоторое количество глупости из вас уже вышло. Вы уже не

в состоянии обманывать себя столь искренне, как делали это раньше. Теперь вы

почувствовали вкус истины.

- Почему же мне иногда кажется, что я совершенно ничего не понимаю? -

спросил один из присутствующих. Раньше я думал, что хоть иногда что-то

понимаю, а теперь вижу, что не понимаю ничего.

- Это значит, что вы начали понимать, - сказал Гурджиев. - Когда вы не

понимали ничего, вы думали, что понимаете все, во всяком случае, что

способны понять все. Теперь, когда вы начали понимать, вы думаете, что

ничего не понимаете. Это пришло к вам потому, что до сей поры вкус понимания

был вам неизвестен. И сейчас этот вкус понимания кажется вам отсутствием

понимания.

Во время бесед мы часто возвращались к тому новому впечатлению, которое

мы производим на друзей и которое они производят на нас. И мы начали

понимать, что подобные идеи более, чем что-либо другое, способны объединять

или разъединять людей.

Однажды у нас состоялся долгий и интересный разговор о 'типах'.

Гурджиев повторил все, что он говорил об этом раньше, со многими

добавлениями и указаниями для личной работы.

- Каждый из вас, - сказал он, - встречал, вероятно, в своей жизни людей

одного и того же типа. Такие люди часто даже внешне похожи друг на друга, и

их внутренние реакции совершенно одинаковы. То. что нравится одному,

понравится и другому; что не нравится одному, не понравится другому. Вы

должны помнить о таких случаях, потому что только встречаясь с типами,

сможете изучать науку о типах. Другого метода нет. Все прочее - воображение.

Вы должны понять, что в тех условиях, в которых вы живете, невозможно

встретить больше шести-семи типов, хотя в жизни существует большее число

основных типов. Остальное - это их сочетания.

- Сколько же всего существует основных типов? -