Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

историю жизни, особенно тот факт, что мне даже не удалось понять,

чего хочет Гурджиев, все сильнее ухудшали мое и без того плохое настроение;

однако, как это часто со мной бывало, все выражалось не в подавленности, а в

раздражительности.

В этом состоянии я пошел однажды с Гурджиевым пообедать в ресторан на

Садовой, около Гостиного двора. Вероятно, я был слишком резок или, наоборот,

необычно молчалив.

- Что с вами сегодня? - спросил Гурджиев.

- Сам не знаю, - отвечал я, - только я чувствую, что у нас ничего не

получается, вернее, у меня ничего не получается. О других говорить не могу,

но я перестаю понимать вас, и вы больше ничего не объясняете так, как

раньше. Чувствую, что таким образом ничего не достигнешь.

- Подождите, - сказал Гурджиев, - скоро начнутся разговоры.

Постарайтесь понять меня: до сих пор мы пытались найти место каждой вещи,

теперь начнем называть вещи их собственными именами.

Слова Гурджиева запали мне в память, но я не вник в их смысл, а

продолжал излагать собственные мысли.

- Что толку в том, - сказал я, - как мы будем называть вещи, когда я не

в состоянии ничего сказать? Вы никогда не отвечаете ни на один заданный мной

вопрос.

- Прекрасно! - рассмеялся Гурджиев. - Обещаю сейчас ответить на любой

ваш вопрос, как это случается в сказках.

Я почувствовал, что он хочет избавить меня от плохого настроения и был

благодарен ему за это, хотя что-то во мне отказывалось смягчиться.

И вдруг я вспомнил, что более всего хочу узнать, что думает Гурджиев о

'вечном возвращении', о повторении жизней, как я это понимал. Много раз я

пробовал начать разговор на эту тему и изложить Гурджиеву свои взгляды. Но

такие разговоры всегда оставались почти монологами: Гурджиев слушал молча, а

затем говорил о чем-нибудь другом.

- Очень хорошо, - сказал я, - скажите мне, что вы думаете о вечном

возвращении? Есть в этом какая-то истина или нет? Я имею в виду следующее:

живем ли мы всего раз и затем исчезаем, или же все повторяется снова и

снова, возможно, бесчисленное количество раз, но только мы ничего об этом не

знаем и не помним?

- Идея повторения, - сказал Гурджиев, - не является полной и абсолютной

истиной; но это ближайшее приближение к ней. В данном случае истину выразить

в словах невозможно. Но то, что вы говорите, очень к ней близко. И если вы

поймете, почему я не говорю об этом, вы будете к ней еще ближе. Какая польза

в том. что человек знает о возвращении, если он не осознает его и сам не

меняется? Можно даже сказать, что если человек не меняется, для него не

существует и повторения: и если вы скажете ему о повторении, это лишь

углубит его сон. Зачем ему совершать сегодня какие-либо усилия, если впереди

у него так много времени и так много возможностей - целая вечность? Зачем же

беспокоиться сегодня? Вот почему данная система ничего не говорит о

повторении и берет только ту одну жизнь, в которой мы живем. Система без

усилий к изменению себя не имеет ни смысла, ни значения. И работа по

изменению себя должна начаться сегодня же, немедленно. Все законы можно

видеть в одной жизни. Знания о повторении жизней не прибавляют человеку

ничего, если он не видит, как все повторяется в одной жизни, именно в этой

жизни, если он не борется, чтобы изменить себя, дабы избегнуть повторения.

Но если он изменяет в себе нечто существенное, т.е. если достигает чего-то,

это достижение утратить нельзя.

- Следовательно, - спросил я, - можно сделать вывод, что все осознанное

и сформировавшееся, все тенденции должны возрастать?

- И да, и нет, - ответил Гурджиев. - В большинстве случаев это верно,

совершенно так же, как это справедливо и для одной жизни. Но в большом

масштабе могут вступить в действие новые силы. Сейчас я этого не объясню.

Однако подумайте над тем, что я скажу: влияния планет тоже могут измениться,

они не являются постоянными. Кроме того, сами тенденции могут быть

различными: есть такие тенденции, которые, появившись, повторяются и

развиваются сами по себе, механически; есть и другие, которые нуждаются в

постоянном подталкивании и способны совершенно исчезнуть или превратиться в

мечты, если человек перестанет над ними работать. Далее, для всего

существует определенное время, определенный срок. Возможности для всего, -

он подчеркнул эти слова, -