цель. Теперь вы должны уже понимать, какова моя цель,
и вам следует знать, находитесь ли вы на той же дороге, что и я, или нет.
Больше я ничего не скажу. Но в будущем я стану работать только с теми, кто
окажется мне полезен в достижении моей цели. А для меня могут быть полезными
только те люди, которые твердо решили бороться с собой, т.е. бороться с
механичностью.
На этом общая беседа закончилась, но беседы Гурджиева с отдельными
членами нашей группы длились около недели. С одними он разговаривал очень
подолгу, с другими меньше. В конце концов почти все остались в группе.
П., человек средних лет, о котором я упоминал в связи с экспериментом
по отделению личности от сущности, с честью вышел из положения и скоро
сделался активным членом нашей группы; лишь иногда он ошибался, подходя к
делу формально или впадая в буквализм.
Ушли только двое, которые, как нам показалось, прямо по какому-то
волшебству вдруг перестали что-либо понимать и начали видеть во всем, что
говорил Гурджиев, непонимание по отношению к ним, а со стороны других -
отсутствие симпатии и сочувствия.
Нас очень удивило это отношение, сначала недоверчивое и подозрительное,
а потом открыто враждебное ко всем нам, исходящее неизвестно откуда и полное
совершенно непонятных обвинений.
'Мы делали из всего тайну'; мы не рассказывали им того, что говорил
Гурджиев в их отсутствие; мы сочиняли Гурджиеву небылицы о них, стараясь
вызвать у него недоверие к ним; мы передавали ему все разговоры с ними,
постоянно вводя его в заблуждение, искажая факты и пытаясь представить все в
ложном свете. Мы. создали у Гурджиева ложные впечатления о них, заставив его
увидеть все далеким от истины.
Сам Гурджиев, по их словам, тоже 'полностью переменился', стал
совершенно другим по сравнению с тем, каким он был до тех пор, - резким и
требовательным; он потерял всякое сочувствие и интерес к отдельным
индивидам, перестал требовать от людей правды; он предпочитает окружать себя
людьми, которые боятся говорить ему правду, лицемерами, осыпающими друг
друга цветами и шпионящими за всеми и каждым.
Мы были поражены подобными замечаниями. Они принесли с собой совершенно
новую атмосферу, которой до сих пор у нас не было. Это тем более странно,
что как раз в это время мы в большинстве своем пребывали в очень
эмоциональном настроении и были прекрасно расположены к этим двум
протестующим членам группы.
Мы неоднократно пытались поговорить о них с Гурджиевым. Особенно он
смеялся, когда мы сказали, что, по их мнению, мы создаем у него 'ложное
впечатление' о них.
- Вот как они оценивают работу, - сказал он, - и вот каким жалким
идиотом, с их точки зрения, являюсь я! Как легко меня обмануть! Видите, они
перестали понимать самое главное. В работе обмануть учителя невозможно. Это
закон, проистекающий из того, что было сказано о знании и бытии. Я мог бы
обмануть вас, если бы захотел; но вы не можете обмануть меня. Если бы дело
обстояло иначе, не вы учились бы у меня, а я бы учился у вас.
- Как нам следует разговаривать с ними, как нам помочь им вернуться в
группу? - спросили у Гурджиева некоторые из нас.
- Вы не только не можете ничего сделать, - ответил Гурджиев, -но и не
должны пытаться что-либо делать, ибо ваши попытки лишат их последнего шанса,
который у них остается для понимания и познания себя. Вернуться всегда очень
трудно. Решение вернуться должно быть абсолютно добровольным, без малейшего
принуждения и убеждения. Поймите, все, что вы слышали от них обо мне и о
себе, это попытки самооправдания, старания унизить других, чтобы
почувствовать себя правым. Это означает все большую и большую ложь, которую
необходимо разрушить, а это удастся лишь благодаря страданию. Им трудно было
увидеть себя раньше, теперь это будет в десять раз труднее.
- Как могло это случиться? - спрашивали его другие. Почему их отношение
к нам и к вам так резко и неожиданно изменилось?
- Для вас это первый случай, - сказал Гурджиев, - и поэтому он кажется
вам странным; но впоследствии вы обнаружите, что такое случается очень часто
и всегда происходит одинаковым образом. Главная причина здесь в том, что
сидеть между двух стульев невозможно. А люди привыкли думать, что они могут
это сделать, т.е. приобретать новое и сохранять старое; конечно,