в завершенной форме? Вы смотрите на вещи весьма наивно. Нужно
быть хитрым, притворяться, подводить разговор к необходимому. Некоторые вещи
узнают иногда из шуток, из сказок. А вы хотите, чтобы все было очень просто.
Так не бывает. Вы должны знать, как взять то, что вам не дают, должны
украсть, если это необходимо, а не ждать кого-то, кто придет и все вам даст.
ГЛАВА 14
Трудность передачи 'объективных истин' обычным языком. - Объективное и
субъективное знание. - Единство в многообразии. - Передача объективного
знания. - Высшие центры. - Мифы и символы. - Словесные формулы. - 'Как
вверху, так и внизу'. - 'Познай самого себя!' - Двойственность. -
Преобразование двойственности. - Линия воли. - Четверица. - Пятерица. -
Конструкция пентаграммы. - Пять центров. - Печать Соломона. - Символика
чисел, геометрических фигур, букв и слов. - Дальнейшие образцы символики. -
Правильное и неправильное понимание символов. - Уровень развития. - Союз
знания и бытия: Великое Делание. - 'Никто не может дать человеку того, чем
он не обладал раньше'. - Достижение только благодаря собственным усилиям. -
Различные известные 'линии', пользующиеся символогией. - Данная система и ее
место. - Один из главных символов учения. - Энеаграмма. - Закон семи в его
единстве с законом трех. - Рассмотрение энеаграммы. - 'Того, что человек не
может вложить в энеаграмму, он не понимает'. Символ в движении. -
Переживание энеаграммы в движении. - Упражнения. - Универсальный язык. -
Объективное и субъективное искусство. - Музыка. - Объективная музыка
основана на внутренних октавах. - Механическое человечество может иметь
только субъективное искусство. - Различные уровни человеческого бытия.
Существовали пункты, к которым Гурджиев неизменно возвращался в беседах
после окончания лекций, куда допускались посторонние. Первым был вопрос о
вспоминании себя и о необходимости постоянной работы над собой для его
достижения; вторым - вопрос о несовершенстве нашего языка, о трудности
передачи 'объективных истин' нашими словами.
Как я уже упоминал, Гурджиев употреблял выражения 'субъективный' и
'объективный' в особом смысле, принимая за основу 'субъективное' и
'объективное' состояние сознания. Все наше обычное знание, основанное на
общепринятых методах наблюдения и проверки, все научные теории, выводимые из
наблюдений над доступными нам фактами, созданные в субъективных состояниях
сознания, он называл субъективными. Знания, основанные на древних методах и
принципах наблюдения, знание вещей в себе, знание, сопровождающее
'объективное состояние сознания', знание Всего - было для него объективным
знанием.
Я попытаюсь передать следующий материал, насколько я его помню,
пользуясь частично заметками московских учеников, а частично - моими
собственными заметками о петербургских беседах.
- Одна из центральных идей объективного знания, сказал Гурджиев, - это
идея всеобщего единства, единства в многообразии. С древнейших времен люди,
понимавшие смысл и содержание этой идеи и видевшие в ней основу объективного
знания, стремились найти способ передать эту идею в форме, доступной для
других. Последовательная передача идей объективного знания всегда была
частью задачи тех, кто обладал этим знанием. При этом идею всеобщего
единства, как фундаментальную и центральную идею объективного знания,
необходимо передать в первую очередь - и передать с максимальной полнотой и
точностью. А для этого данную идею нужно воплотить в таких формах, которые
обеспечили бы ее правильное восприятие и позволили бы избежать возможных
искажений и нарушений. С этой целью от людей, которым передавались эти идеи,
требовалось пройти определенную подготовку, а сами идеи давались или в
логической форме (например, в философских системах, старавшихся определить
'фундаментальный принцип', или 'архэ', из которого проистекает все
остальное), или в религиозных учениях, которые внушали элементы веры и
вызывали волну эмоций, возносящих людей на уровень 'объективного сознания'.
Те и другие попытки, более или менее успешные, с древнейших времен проходят
сквозь всю историю человечества. До нашего времени они дошли в форме
религиозных и философских убеждений, которые, подобно монументам, отмечают
попытки соединить мысль человечества с