Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

в завершенной форме? Вы смотрите на вещи весьма наивно. Нужно

быть хитрым, притворяться, подводить разговор к необходимому. Некоторые вещи

узнают иногда из шуток, из сказок. А вы хотите, чтобы все было очень просто.

Так не бывает. Вы должны знать, как взять то, что вам не дают, должны

украсть, если это необходимо, а не ждать кого-то, кто придет и все вам даст.

ГЛАВА 14

Трудность передачи 'объективных истин' обычным языком. - Объективное и

субъективное знание. - Единство в многообразии. - Передача объективного

знания. - Высшие центры. - Мифы и символы. - Словесные формулы. - 'Как

вверху, так и внизу'. - 'Познай самого себя!' - Двойственность. -

Преобразование двойственности. - Линия воли. - Четверица. - Пятерица. -

Конструкция пентаграммы. - Пять центров. - Печать Соломона. - Символика

чисел, геометрических фигур, букв и слов. - Дальнейшие образцы символики. -

Правильное и неправильное понимание символов. - Уровень развития. - Союз

знания и бытия: Великое Делание. - 'Никто не может дать человеку того, чем

он не обладал раньше'. - Достижение только благодаря собственным усилиям. -

Различные известные 'линии', пользующиеся символогией. - Данная система и ее

место. - Один из главных символов учения. - Энеаграмма. - Закон семи в его

единстве с законом трех. - Рассмотрение энеаграммы. - 'Того, что человек не

может вложить в энеаграмму, он не понимает'. Символ в движении. -

Переживание энеаграммы в движении. - Упражнения. - Универсальный язык. -

Объективное и субъективное искусство. - Музыка. - Объективная музыка

основана на внутренних октавах. - Механическое человечество может иметь

только субъективное искусство. - Различные уровни человеческого бытия.

Существовали пункты, к которым Гурджиев неизменно возвращался в беседах

после окончания лекций, куда допускались посторонние. Первым был вопрос о

вспоминании себя и о необходимости постоянной работы над собой для его

достижения; вторым - вопрос о несовершенстве нашего языка, о трудности

передачи 'объективных истин' нашими словами.

Как я уже упоминал, Гурджиев употреблял выражения 'субъективный' и

'объективный' в особом смысле, принимая за основу 'субъективное' и

'объективное' состояние сознания. Все наше обычное знание, основанное на

общепринятых методах наблюдения и проверки, все научные теории, выводимые из

наблюдений над доступными нам фактами, созданные в субъективных состояниях

сознания, он называл субъективными. Знания, основанные на древних методах и

принципах наблюдения, знание вещей в себе, знание, сопровождающее

'объективное состояние сознания', знание Всего - было для него объективным

знанием.

Я попытаюсь передать следующий материал, насколько я его помню,

пользуясь частично заметками московских учеников, а частично - моими

собственными заметками о петербургских беседах.

- Одна из центральных идей объективного знания, сказал Гурджиев, - это

идея всеобщего единства, единства в многообразии. С древнейших времен люди,

понимавшие смысл и содержание этой идеи и видевшие в ней основу объективного

знания, стремились найти способ передать эту идею в форме, доступной для

других. Последовательная передача идей объективного знания всегда была

частью задачи тех, кто обладал этим знанием. При этом идею всеобщего

единства, как фундаментальную и центральную идею объективного знания,

необходимо передать в первую очередь - и передать с максимальной полнотой и

точностью. А для этого данную идею нужно воплотить в таких формах, которые

обеспечили бы ее правильное восприятие и позволили бы избежать возможных

искажений и нарушений. С этой целью от людей, которым передавались эти идеи,

требовалось пройти определенную подготовку, а сами идеи давались или в

логической форме (например, в философских системах, старавшихся определить

'фундаментальный принцип', или 'архэ', из которого проистекает все

остальное), или в религиозных учениях, которые внушали элементы веры и

вызывали волну эмоций, возносящих людей на уровень 'объективного сознания'.

Те и другие попытки, более или менее успешные, с древнейших времен проходят

сквозь всю историю человечества. До нашего времени они дошли в форме

религиозных и философских убеждений, которые, подобно монументам, отмечают

попытки соединить мысль человечества с