эзотерической мыслью.
'Но объективное знание, включая идею единства, принадлежит объективному
сознанию. Формы, выражающие это знание, будучи восприняты сознанием
субъективным, неизбежно искажаются и вместо истины создают все большие и
большие заблуждения. Объективное сознание способно видеть и чувствовать
всеобщее единство. Но для субъективного сознания мир расколот на миллионы
отдельных, не связанных между собой явлений. Попытки связать эти явления в
какого-то рода философскую и научную систему ни к чему не приводят, потому
что люди не в состоянии воссоздать, идею целого, отправляясь от отдельных
фактов, и не способны постичь принцип разделения целого, не зная законов, на
которых основано такое разделение.
'Тем не менее, идея всеобщего единства существует и в интеллектуальном
мышлении; но такую идею в ее отношении к многообразию невозможно ясно
выразить в словах или логических формах: всегда остается непреодолимая
трудность языка. Язык, построенный посредством выражения впечатлений
множественности в субъективных состояниях сознания, никогда не сможет с
достаточной точностью, полнотой и ясностью передать идею единства, которая
для объективного сознания является простой и очевидной.
'Понимая несовершенство и слабость обычного языка, люди, обладавшие
объективным знанием, пытались выразить идею единства в 'мифах' и 'символах',
в особых 'словесных формулах', которые, передаваясь без изменений,
передавали идею из одной школы и из одной эпохи в другую.
'Уже было сказано, что в высших состояниях человеческого сознания
работают высшие психические центры - 'высший мыслительный' и 'высший
эмоциональный'. Цель 'мифов' и 'символов' заключалась в том, чтобы,
воздействуя на высшие центры человека, передать ему недоступные интеллекту
идеи - причем в таких формах, которые исключили бы возможность неправильных
толкований. 'Мифы' предназначались для высшего эмоционального центра,
'символы' для высшего мыслительного. В силу этого обстоятельства все попытки
понять или объяснить 'мифы' и 'символы' умом, с помощью формул и выражений,
которые суммируют их содержание, заранее обречены на неудачу. Всегда можно
понять что-либо, однако только при посредстве соответствующего центра. Но
подготовку к принятию идей, принадлежащих объективному знанию, следует
производить в сфере обычного ума - лишь надлежащим образом подготовленный ум
может передать эти идеи высшим центрам, не вводя в них чуждые элементы.
'Символы, употреблявшиеся для передачи идей объективного знания,
включали диаграммы основных законов вселенной; они не только передавали
знание, но и указывали пути к нему. Изучение символов, их построения и
значения составляло важную часть подготовки к обретению объективного знания
и само по себе являлось проверкой, ибо буквальное и формальное понимание
символов делало невозможным дальнейшее получение знаний.
'Символы делились на основные и подчиненные; первые выражали собой
принципы отдельных областей знания; вторые - природу сущности явлений в их
отношении к единству.
'Среди формул, сводящих воедино содержание многих символов, одна имела
особое значение, а именно: формула 'Как вверху, так и внизу', взятая из
'Изумрудной скрижали' Гермеса Трисмегиста. Эта формула утверждает, что все
законы космоса можно обнаружить в атоме или в любом другом явлении,
существующем как нечто целое, согласно известным законам. Тот же смысл
заключен в аналогии между микрокосмом, или человеком, и макрокосмом,
вселенной. Основные законы триад и октав проникают собою все, и их следует
изучать одновременно в мире и в человеке. Но по отношению к самому себе
человек является более близким объектом изучения и познания, нежели мир
явлений за его пределами. Поэтому, стремясь к познанию вселенной, человек
должен начать с изучения самого себя, с понимания основных законов в самом
себе.
'С этой точки зрения- другая формула - 'Познай самого себя!' - полна
особенно глубокого смысла и является одним из символов, ведущих к познанию
истины. Изучение мира и человека помогают друг другу. Изучая мир и его
законы, человек изучает себя, а изучая себя, изучает мир. В этом смысле,
каждый символ учит нас чему-то о самих себе.
'К пониманию символов можно подойти следующим образом.