Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 2

Изучая

феноменальный мир, человек прежде всего видит во всем проявление двух

принципов, один из которых противоположен другому: эти принципы в соединении

или в противоположности дают тот или иной результат, т.е. отражают

существенную природу принципов, создавших их. Это проявление великих законов

двойственности и троичности человек видит одновременно в космосе и в самом

себе. Но по отношении? к космосу он всего-навсего зритель, который видит

только поверхность явлений, движущихся в разных направлениях, хотя ему

кажется, что они движутся только в одном направлении. По отношению к самому

себе его понимание законов двойственности и троичности может вылиться в

практическую форму, а именно: поняв эти законы в самом себе, он может, так

сказать, свести проявление законов двойственности и троичности к постоянной

линии борьбы с самим собой на пути к самопознанию. Этим он вводит линию

воли, во-первых, в круг времени, а потом и в цикл вечности, завершение чего

создаст в нем великий символ, известный под названием искать Соломона.

'Передача значения символов человеку, не достигшему понимания их в

самом себе, невозможна. Это звучит парадоксально, но значение символа и

раскрытие его сущности дается только тому, кто, так сказать, уже знает, что

содержится в этом символе: лишь такой человек способен это понять. А затем

символ становится для него синтезом его знаний и служит для выражения и

передачи его знания точно так же, как он служил человеку, который его

создал.

'Более простые символы: [изображены две параллельные горизонтальные

линии, равносторонний треугольник, квадрат, пятиконечная и шестиконечная

звезда] или числа 2, 3, 4, 5 и 6, которые их выражают, определенным образом

связаны с внутренним развитием человека; они показывают различные стадии на

пути самосовершенствования человека и уровня его бытия.

'Человека, в его нормальном, естественном для него состоянии, принимают

за двойственность. Он целиком состоит из двоиц, или 'пар

противоположностей'. Все ощущения человека, впечатления, чувства, мысли,

делятся на положительные и отрицательные, полезные и вредные, нужные и

ненужные, хорошие и дурные, приятные и неприятные. Под знаком этого

разделения протекает и работа центров. Мысли противостоят чувствам.

Двигательные импульсы противостоят инстинктивному желанию покоя. Под

влиянием двойственности протекает вся жизнь человека, все его восприятия,

все реакции. Любой человек, который хотя бы немного наблюдает за собой,

может видеть эту двойственность в самом себе.

'Но двойственность оказывается переменчивой; сегодняшний победитель

завтра будет побежден; то, что ведет нас сегодня, завтра становится

второстепенным и подчиненным. И все в равной степени механично, не зависит

от воли, не ведет ни к какой цели. Понимание двойственности в самом себе

начинается с понимания механичности, с понимания разницы между тем, что

механично, и тем, что сознательно. Этому пониманию должно предшествовать

разрушение самообмана, в котором живет человек, даже самые механические свои

действия считающий произвольными и сознательными, а самого себя - единым и

целостным.

'Когда самообман разрушен, когда человек начинает видеть разницу между

механическим и сознательным в самом себе, начинается борьба за реализацию

сознания в жизни, за подчинение механического сознательному. Для этой цели

человек пытается принять определенное решение, исходящее из сознательных

мотивов, в противовес механическим процессам, протекающим согласно законам

двойственности. Созданием постоянного третьего принципа человек преобразует

двоицу в троицу.

'Укрепление этого решения, постоянное и безошибочное привнесение его во

все те события, где ранее действовали случайные нейтрализующие друг друга

'толчки', приводившие к случайным результатам, создает постоянную линию

результатов во времени и преобразует троицу в четверицу. Следующая стадия,

преобразование четверицы в пятерицу и построение пентаграммы, имеет не одно,

а несколько значений даже по отношению к человеку. Из этих значений

усматривается прежде всего самое бесспорное, которое относится к работе

центров.

'Развитие человеческой машины и обогащение человеческого бытия

начинается с нового и непривычного функционирования этой машины.