онечно, необходимо уметь читать эту диаграмму. Понимание этого символа
и умение им пользоваться дает человеку очень большую силу. Это и есть вечное
движение, а также философский камень алхимиков.
'Знание энеаграммы в течение долгого времени хранилось в тайне; и если
сейчас оно сделано, так сказать, доступным для всех, то лишь в неполной и
теоретической форме, из которой невозможно извлечь -практической пользы без
наставления со стороны человека, который знает.
'Чтобы понять энеаграмму, нужно мыслить ее движущейся, в движении.
Неподвижная энеаграмма - это мертвый символ; живой символ пребывает в
движении.'
Гораздо позже - это было в 1922 году, когда Гурджиев организовал свой
Институт во Франции, - его ученики изучали пляски и упражнения дервишей, и
Гурджиев показал им упражнения, связанные с 'движением энеаграммы'. На полу
зала, где происходили упражнения, была нарисована большая энеаграмма;
ученики, принимавшие участие в упражнениях, стояли на местах, обозначенных
цифрами от 1 до 9. Затем они начинали двигаться в направлении числа периода
очень интересным движением, кружась вокруг своего соседа в местах встреч,
т.е. в точках пересечения линий энеаграммы.
В то время Гурджиев говорил, что упражнения в движениях по энеаграмме
займут важное место в его балете 'Борьба магов'. Он говорил также, что без
участия в таких упражнениях, без того чтобы занимать в них некоторое место,
понять энеаграмму почти невозможно.
- Можно пережить энеаграмму благодаря движению, говорил он. -Сам ритм
этого движения внушит вам нужные идеи и поддержит необходимое напряжение;
без него нельзя почувствовать то, что является самым важным.
Существовал еще один рисунок энеаграммы, сделанный под его руководством
в Константинополе в 1921 году. На этом рисунке внутри энеаграммы были
показаны апокалиптические звери - бык, лев, человек и орел и с ними голубь.
Эти добавочные символы связывались с 'центрами'.
В беседах о значении энеаграммы как универсального символа Гурджиев
снова заговорил о существовании универсального 'философского' языка.
- Долгое время люди пытались изобрести универсальный язык, - говорил
он. - В этом случае, как и во многих других, они искали нечто такое, что уже
было найдено задолго до них, старались придумать то, что было известно и
существовало в течение длительного времени. Ранее я сказал, что существует
не один, а три универсальных языка, точнее, три его степени. Первая степень
этого языка уже позволяет людям выражать свои мысли и понимать мысли других
люден, относящиеся к таким вещам, где обычный язык бессилен.
- Как относятся эти языки к искусству? - спросил кто-то. - И разве само
искусство не представляет собой тот 'философский' язык, который многие ищут
в сфере интеллекта?
- Не знаю, о каком искусстве вы говорите, - ответил Гурджиев. - Есть
искусство и искусство. Несомненно, вы должны были заметить, что во время
наших лекций и бесед присутствующие нередко задавали мне вопросы,
относящиеся к искусству, но я всегда избегал разговоров на эту тему. И все
потому, что я считаю обычные беседы об искусстве совершенно бессмысленными.
Люди говорят об одном и том же, имея в виду разное, не понимая того, что
хотят Выразить. К тому же совершенно напрасно объяснять истинные
взаимоотношения вещей человеку, который не знает азбучных истин о самом
себе, т.е. о человеке. Однако мы уже немало говорили об этом, и к настоящему
времени вы должны знать азбуку, так что сейчас, пожалуй, можно поговорить и
об искусстве.
'Прежде всего вы должны вспомнить, что есть два вида искусства,
отличных друг от друга: объективное и субъективное искусство. Все то, что вы
знаете, все, что вы называете искусством, - это субъективное искусство, т.е.
нечто такое, что я вообще не называю искусством; и это лишь потому, что
искусством я называю искусство объективное.
'Трудно определить, что такое объективное искусство, во-первых, потому,
что вы приписываете субъективному искусству все признаки объективного, а
во-вторых, потому, что когда вы встречаетесь с произведениями объективного
искусства, вы полагаете, что они находятся на том же уровне, что и
произведения субъективного искусства.
'Попытаюсь прояснить мою идею. Вы говорите: художник творит. Я говорю
так только в связи с объективным искусством.