По отношению к субъективному
искусству я скажу, что у него 'нечто создано'. Вы не делаете различий между
этими понятиями, но именно тут и заключена вся разница. Далее, вы
приписываете субъективному искусству неизменное воздействие, т.е. ожидаете
от произведения субъективного искусства одинакового влияния на каждого
человека. Вы, например, думаете, что похоронный марш должен вызывать у всех
печальные и торжественные мысли, а какая-нибудь танцевальная музыка,
например, 'камаринская', вызовет мысли радостные. Но в действительности это
совсем не так. Все зависит от ассоциаций. Если в тот день, когда со мной
случилось большое несчастье, я впервые услышал какую-то живую мелодию, эта
мелодия будет в течение всей моей жизни пробуждать во мне печальные и
гнетущие мысли. И если в тот день, когда я особенно счастлив, я слышу
печальную мелодию, эта мелодия всегда будет пробуждать во мне счастливые
мысли. Так и во всем остальном.
'Разница между субъективным и объективным искусством заключается в том,
что в объективном искусстве художник действительно 'творит', т.е. делает то,
что намерен сделать, вкладывает в свою работу те идеи и чувства, которые
желает в нее вложить. И действие такого произведения искусства на людей
бывает абсолютно определенным: они воспримут (разумеется, каждый в
соответствии со своим уровнем) одни и те же идеи, одни и те же чувства, а
именно - те самые, которые художник хотел им передать. Ни в творениях, ни во
впечатлениях объективного искусства нет ничего случайного.
'В субъективном же искусстве все случайно. Как я уже сказал, здесь
художник не творит; у него 'нечто создается'. Это значит, что он находится
во власти идей, мыслей и настроений, которых сам не понимает и над которыми
не имеет никакой власти. Они управляют им и воплощаются в разных формах. И
когда они случайно приняли ту или иную форму, эта форма столь же случайно
оказывает на человека то или иное воздействие в зависимости от его
настроений, вкусов, привычек, природы гипноза, под которым он живет, и так
далее. Здесь нет ничего неизменного, ничего определенного. В объективном же
искусстве нет ничего неопределенного.'
- Не исчезнет ли искусство, если оно станет совершенно определенным? -
спросил кто-то из нас. - Разве некоторая неопределенность и неясность не
является как раз тем. что отличает искусство, скажем, от науки? Если вы
уберете эту неопределенность, если вы устраните тот факт, что художник сам
не знает, что у него получится, какое впечатление его работа произведет на
людей, тогда это будет 'литература', а не искусство.
- Не знаю, о чем вы говорите, - сказал Гурджиев. У нас разные
стандарты: я измеряю ценность искусства его сознательностью, а вы - его
бессознательностью. Мы не можем понять друг друга. Произведение объективного
искусства и должно быть 'литературой', как вы его называете; единственная
разница в том, что художник передает свои идеи не прямо через слова, знаки
или иероглифы, а через некоторые чувства, которые он сознательно и
определенным образом возбуждает, зная, что именно и почему он делает.
- Сохранились легенды о статуях богов в древних греческих храмах. -
сказал один из присутствующих, - например, о статуе Зевса Олимпийского,
которая производила на всех определенное и всегда одинаковое впечатление.
- Совершенно верно, - сказал Гурджиев. - Даже тот факт, что такие
рассказы существуют, доказывает, что люди понимали: разница между подлинным
и неподлинным искусством заключается в неизменном или случайном воздействии.
- Не можете ли вы указать какие-нибудь другие произведения объективного
искусства? - Есть ли в современном искусстве нечто такое, что можно назвать
объективным? Почти все присутствующие задавали Гурджиеву эти и подобные
вопросы.
- Прежде чем говорить об этом, - отвечал Гурджиев, необходимо понять
принципы. Если вы уловите принципы, вы сможете сами ответить на свои
вопросы. А если не уловите, то мои слова ничего вам не объяснят. Совершенно
так же, как было сказано: 'Видя, не видят, и слыша, не слышат и не
разумеют'.
'Я приведу вам только один пример: музыку. Вся объективная музыка
основана на 'внутренних октавах'. И она вызывает не только определенные
психологические результаты, но и явные физические результаты.