в этих дискуссиях и объяснял разные аспекты
организации школ.
- Школы настоятельно необходимы, - сказал он однажды, - прежде всего,
из-за сложной организации человека. Человек неспособен к продолжительному
наблюдению за своей личностью, т.е. за всеми ее различными сторонами. Это
может сделать только школа, школьные методы, школьная дисциплина; человек
чересчур ленив; многое он будет делать без должной напряженности или же
вообще ничего не станет делать, воображая при этом, что нечто делает. Он
будет напряженно работать над чем-нибудь таким, что не нуждается в
напряженности, и пропустит те моменты, где эта напряженность насущно
необходима. Человек щадит себя; он боится сделать что-то неприятное.
Самостоятельно он никогда не достигнет необходимой интенсивности в работе.
Если вы наблюдали за собой, вы согласитесь с этим. Когда человек ставит себе
какую-то задачу, он очень скоро начинает потакать себе, стараясь дать на эту
задачу простейший ответ и т.д. Это не работа. В работе учитываются только
сверхусилия, т.е. усилия, превышающие нормальные, необходимые; а обычные
усилия в счет не идут.
- Что значит 'сверхусилие'? - спросил кто-то.
- Это усилие, превосходящее то, которое требуется для достижения данной
цели, - отвечал Гурджиев. - Вообразите, что я шел пешком целый день и очень
устал. К тому же стоит плохая погода, холодно, льет дождь. Вечером я
прихожу, домой, пройдя, скажем, сорок верст. Дома готов ужин, так тепло и
уютно. Но вместо того) чтобы сесть за ужин, я вновь выхожу под дождь, чтобы
пройти по дороге еще три версты и лишь потом вернуться домой. Это и будет
сверхусилие. Когда я шел домой, я совершал обычное усилие, которое не в
счет. Я шел домой; холод, голод - все это подгоняло меня. А во втором случае
я иду потому, что сам решил идти. Подобного рода сверхусилия становятся еще
труднее, когда я решаю идти не сам, а повинуюсь учителю, который р
непредвиденный момент требует от меня свершения новых усилий, когда я решил,
что на сегодня усилий хватит.
'Другая форма сверхусилия - это выполнение какой-либо работы в более
быстром темпе, чем требует характер этой работы. Вы делаете что-то, скажем,
моете полы или колете дрова. Это работа на час. Сделайте ее за полчаса - это
и будет сверхусилием.
'Но в обычной практике человек не способен на последовательные и
длительные сверхусилия. Для того, чтобы их совершать, необходима воля
другого человека, которой чужда жалость и которая обладает методом.
'Если бы человек мог работать над собой, все было бы просто, и школы не
требовались бы. Но он на это неспособен, и причины лежат глубоко в его
природе. Я на мгновение оставлю его неискренность по отношению к самому
себе, постоянную ложь и т.д. и рассмотрю только разделение центров. Одно это
уже делает невозможным ведение человеком самостоятельной работы над собой.
Вы должны понять, что три главные центра - мыслительный, эмоциональный и
двигательный - связаны друг с другом и у нормального человека работают
согласованно. Их согласованность и представляет главную трудность в работе
над собой. Что означает такая согласованность? Она означает, что
определенная работа мыслительного центра связана с определенной работой
эмоционального и двигательного центров, т.е. известного рода мысли неизбежно
связаны с известного рода эмоциями или душевным состоянием, и с известного
рода движениями или положением тела; одно вызывает другое; определенные
эмоции или душевные состояния, вызывают определенные мысли и движения, а
определенные движения или позы вызывают определенные эмоции и так далее. Все
связано, и одно не может существовать без другого.
'Теперь представьте себе, что человек решает думать по-новому. Но
чувствует он по-старому. Вообразите, что ему неприятен Р. (он указал на
одного из присутствующих). Неприязнь к Р. немедленно вызывает старые мысли,
и он забывает о своем решении думать по-новому. Или, предположим, он привык
курить, когда задумывается. Это двигательная привычка. Он решает думать
по-новому, но закуривает сигарету - и думает по-старому, даже не замечая
этого. Привычное движение - зажигание сигареты - повернуло его мысли по
старому пути. Вы должны помнить, что человек не может самостоятельно
избавиться от этой согласованности. Здесь нужна воля другого