открыл и объяснил мне многое
- и главным образом то. почему достичь чего-либо в обычных условиях жизни
так трудно.
Однажды я удалился в комнату, где никто не мог меня видеть, и начал
шагать на месте, стараясь дышать по особому счету, т.е. делать вдох и выдох
за определенное число шагов. Спустя некоторое время, когда я начал уставать,
я заметил, точнее, ясно ощутил, что мое дыхание стало искусственным и
ненадежным. Я почувствовал, что вскоре не смогу дышать в соответствии с
шагами, что у меня установится обычное дыхание, конечно, ускоренное, но без
всякого счета.
Мне становилось все труднее и труднее дышать и отмечать время, наблюдая
за количеством дыханий и шагами. Я обливался потом, голова начала кружиться,
и я подумал, что сейчас упаду. Я уже начал отчаиваться в достижении
каких-либо результатов и был готов прекратить упражнение, как вдруг внутри у
меня как будто что-то внезапно лопнуло или сдвинулось - и дыхание стало
правильным и ровным, соответствующим тому темпу, которого я добивался,
причем без всяких усилий с моей стороны, и я стал получать достаточное
количество воздуха. Ощущение было необычайно приятным. Я закрыл глаза и
продолжал, шагая на месте, легко и свободно дышать, чувствуя, будто во мне
увеличивается сила. будто я становлюсь легче и сильнее. По-моему, если бы я
смог еще некоторое время продолжать это упражнение, я получил бы еще более
интересные результаты, потому что через мое тело уже начали проходить особые
волны радостной дрожи; а из предыдущих опытов я знал, что это явление
предшествует раскрытию внутреннего сознания.
Но тут кто-то вошел в комнату, и я прекратил упражнение.
После этого мое сердце долго еще билось в ускоренном темпе; ощущение
это не было неприятным. Я шагал на месте и дышал около получаса. Лицам со
слабым сердцем такое упражнение не рекомендую.
Этот эксперимент с особой достоверностью показал мне, что данное
упражнение можно перенести в двигательный центр, т.е. заставить двигательный
центр работать по-новому. Вместе с тем я убедился, что условием для такого
перехода является предельная усталость. Человек начинает любое упражнение
умом: и только когда достигнута предельная степень утомления, контроль может
перейти к двигательному центру. Это объясняло слова Гурджиева о
'сверхусилии'; стали понятны и многие из последних его требований.
Но впоследствии, сколько ни пробовал я повторить эксперимент, мне не
удалось получить тот же результат, т.е. вызвать то же самое ощущение.
Правда, пост закончился. а успех моего эксперимента был до некоторой степени
связан с ним.
Когда я рассказал об эксперименте Гурджиеву, он заметил, что без работы
общего характера, т.е. над всем организмом, такие вещи могут удаваться разве
что случайно.
Впоследствии я несколько раз слышал описания опытов, напоминающих мои,
от лиц, изучающих с Гурджиевым пляски и движения дервишей.
Чем более мы видели и уясняли сложность и разнообразие методов работы
над собой, тем яснее становились трудности пути. Мы понимали, что здесь
необходимо огромное знание, нужны колоссальные усилия и такая помощь, на
которую никто из нас не мог и не имел права рассчитывать. Мы обнаружили, что
даже начало работы над собой в более или менее серьезной форме представляет
собой исключительное явление, для которого необходимы тысячи благоприятных
внутренних и внешних условий. И начало еще не гарантировало будущего. Каждый
новый шаг требовал усилий; на каждом шагу нужна была помощь. Возможность
чего-то достичь казалась столь незначительной по сравнению с- трудностями,
что многие из нас вообще утратили желание совершать какие бы то ни было
усилия.
Это был неизбежный этап, через который проходит каждый человек, пока не
научится понимать, что бесполезно думать о возможности или невозможности
великих достижений в будущем, что человеку надо ценить то, что он имеет
сегодня, не думая о завтрашних приобретениях.
Но, конечно, идея трудности пути, его исключительного характера была
верной. И из нее вытекали вопросы, которые в разное время задавали
Гурджиеву:
'Существует ли какая-то разница между нами и людьми, не имеющими
понятия о системе?'
'Следует ли понимать дело так, что люди, которые не идут по одному из
путей, обречены на вечное движение по кругу,