что они представляют собой
только 'пищу для Луны', что для них нет никакого спасения, никаких
возможностей?'
'Верно ли, что нет никаких путей вне путей? И как случилось, что многие
люди, возможно, гораздо лучшие, чем мы, не встретились с путем, тогда как
другие, слабые и незначительные, соприкоснулись с его возможностями?'
Как-то, беседуя на эти темы, к которым мы постоянно возвращались,
Гурджиев начал говорить несколько по-иному, нежели раньше, ибо раньше он
всегда настаивал на том, что вне путей ничего нет.
- Нет и не может быть никакого выбора людей, вошедших в соприкосновение
с путем. Иными словами, никто их не выбирает; они выбирают себя сами,
частично благодаря тому, что испытывают голод, частично при помощи случая.
Тому, кто не чувствует этого голода, не поможет и случай. А тот, кто ощущает
голод, может оказаться в начале пути, невзирая на все неблагоприятные
обстоятельства.
- А как же с теми, кто были убиты или умерли от болезни, например,
погибли на войне? - спросил кто-то. - Разве некоторые из них не испытывали
такой голод? И каким образом помочь этому голоду?
- Это совсем другое, - сказал Гурджиев. - Такие люди подпадают под
действие общего закона. Мы о них говорить не можем. Мы будем говорить только
о тех, кто, благодаря случаю, судьбе или собственному уму, не подпадает под
действие общего закона, т.е. о тех, кто стоит за пределами общего закона
разрушения. Известны, например, данные статистики, что за год в Москве
определенное число людей должно попасть под трамвай. Если человек, даже
испытывающий сильный голод, попадет под трамвай и трамвай его задавит, мы не
сможем более говорить о нем с точки зрения работы и путей. Мы говорим только
о живых и только до тех пор, пока они живы. Трамвай или война - это одно и
то же, только одно больше, другое меньше. Мы говорим о тех, кто не попадает
под трамвай.
'Если человек чувствует голод, он имеет шанс оказаться в начале пути.
Но, помимо голода, должны существовать и другие механизмы, иначе человек
пути не увидит. Представьте себе, что образованный европеец, т.е. человек,
ничего не знающий о религии, соприкасается с возможностью религиозного пути.
Он ничего не увидит и ничего не поймет. Для него все это будет глупостью и
суеверием. Вместе с тем он может испытать сильный голод, хотя и
сформулированный интеллектуально. То же самое справедливо и по отношению к
человеку, который никогда не слыхал о методах йоги, о развитии сознания и
тому подобное. Если он соприкоснется с путем йоги, все, что он услышит,
будет для него мертвым грузом. Четвертый путь еще более труден. Чтобы дать
правильную оценку четвертому пути, человек должен многое уже прочувствовать
и передумать, во многом разочароваться. Он должен если не испытать
по-настоящему путь факира, монаха и йогина, то, по крайней мере, знать их,
думать о них и убедиться, что они ему не подходят. Нет необходимости
понимать мои слова буквально. Этот мыслительный процесс может оставаться
неизвестным и для самого человека; однако его результаты должны в нем
наличествовать, и только они помогут ему узнать четвертый путь. Иначе он
может подойти к нему очень близко, но так его и не увидеть.
'Но было бы ошибкой утверждать, что если человек не вступает на один из
путей, то у него нет больше шансов. 'Пути' - это просто помощь, которая
дается людям в соответствии с их типом. Кроме того, 'пути', ускоренные пути,
пути личной индивидуальной эволюции, отличной от эволюции общей, могут
предшествовать этой помощи) могут вести к ней: но в любом случае они от нее
отличаются.
'Существует общая эволюция или нет - это опять-таки другой вопрос. Нам
достаточно понять, что она возможна; и поэтому эволюция для людей,
оставшихся 'вне путей', также возможна. Точнее, есть два пути. Один мы
назовем 'субъективным путем'. Он включает те четыре пути, о которых мы
говорили. Второй мы назовем 'объективным путем'. Это путь людей внутри самой
жизни. Вы не должны понимать слова 'субъективный' и 'объективный' буквально.
Они выражают только один аспект. Я употребляю эти слова лишь потому, что
других нет.'
- Нельзя ли сказать: 'индивидуальные' и 'общие' пути? - задал кто-то
вопрос.
- Нет, - сказал Гурджиев. - Это будет менее правильно, чем
'субъективный' и 'объективный';