потому что субъективный путь не является
индивидуальным в общем смысле слова, поскольку это 'путь школы'. С такой
точки зрения, 'объективный путь' гораздо более индивидуален, допускает
гораздо больше индивидуальных особенностей. Нет, лучше оставить названия
'субъективный' и 'объективный'. Они не совсем подходят, но мы возьмем их
условно.
'Люди объективного пути просто живут в жизни. Это те, кого мы называем
хорошими людьми. Они не нуждаются в особых системах и методах, пользуются
обыденными религиозными или интеллектуальными учениями, обычной моралью. Они
не обязательно творят много добра, но не совершают и зла. Иногда это совсем
необразованные, простые люди, однако они отлично понимают жизнь, обладают
правильной оценкой вещей и верным взглядом на обстоятельства. Они, конечно,
совершенствуются и развиваются, но их путь может оказаться очень длительным,
изобиловать ненужными повторениями.'
Мне уже давно хотелось вызвать Гурджиева на разговор о повторении, но
он избегал этого. Так случилось и на этот раз. Не ответив на мой вопрос о
повторении, он продолжал: - Людям, стоящим на 'пути', т.е. следующим по
субъективному пути, особенно тем, кто вступил на него недавно, нередко
представляется, что другие люди, т.е. люди объективного пути, вперед не
движутся. Это большая ошибка. Простой обыватель иногда ведет такую
внутреннюю работу, в которой он превосходит монаха и даже йогина.
'Обыватель - странное слово в русском языке. Оно употребляется не
столько в смысле 'житель', сколько для того, чтобы выразить презрение или
негодование, как будто это слово выражает что-то невероятно плохое. Но те,
кто чувствует так, не понимают, что обыватель - это здравое ядро в жизни, и
с точки зрения возможностей эволюции хороший обыватель имеет гораздо больше
шансов, чем 'безумец' или 'бродяга'. Впоследствии я, возможно, объясню, что
я понимаю под этими двумя выражениями. А пока поговорим об обывателе. Я
совсем не хочу сказать, что все обыватели стоят на объективном пути. Ничего
подобного. Среди них есть воры, негодяи, дураки; но есть и другие. Я просто
хочу сказать, что быть обывателем само по себе еще не препятствует 'пути'. К
тому же существуют разные типы обывателей. Вообразите, например, тип
обывателя, который всю жизнь живет, как другие, ничем не выделяется; это,
например, хороший мастер, который зарабатывает себе на жизнь, пожалуй, даже
прижимистый человек. Но всю свою жизнь он мечтает, скажем, о монастыре,
мечтает оставить когда-нибудь все и уйти в монастырь. Такое встречается и на
Востоке, и в России. Человек живет, работает; а затем, когда подросли его
дети и внуки, он передает им все и уходит в монастырь. Вот о таком обывателе
я и говорю. Он может и не уходить в монастырь; возможно, это ему и не
понадобится. Его путем может оказаться его собственная жизнь, жизнь
обывателя.
'Люди, которые думают о путях с определенностью, особенно люди
интеллектуальных путей, очень часто смотрят на обывателя свысока и, в общем,
презрительно относятся к обывательским добродетелям. Но этим они разве что
доказывают свою собственную непригодность для какого бы то ни было пути,
потому что ни один путь не может начаться с уровня ниже уровня обывателя.
Очень часто именно это теряют из виду люди, которые не способны устроить
собственную жизнь, которые слишком слабы, чтобы бороться с жизнью и
побеждать ее, которые мечтают о путях или о том, -что называют путями,
потому что они думают, что эти пути окажутся для них легче, чем жизнь,
оправдывая этим свою слабость и неприспособленность. Хороший обыватель
гораздо полезнее с точки зрения пути, чем 'бродяга', который считает себя
гораздо выше обывателя. Под 'бродягами' я подразумеваю всех так называемых
'интеллигентов' - художников, поэтов, вообще, всевозможную 'богему', которая
презирает обывателя и в то же время жить без него не может. Способность
ориентироваться в мире - очень ценное качество с точки зрения работы.
Хороший обыватель способен содержать своим трудом, по меньшей мере, двадцать
человек. Чего стоит человек, который на это не способен?!'
- Но что в действительности значит слово 'обыватель'? спросил кто-то. -
Можно ли сказать, что 'обыватель' - это хороший гражданин?
- Должен ли 'обыватель' быть патриотом? - спросил другой. -
Предположим,