Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

чего бы то ни было препятствует

достижению им свободы. Но человек, способный чего-то добиться. рано или

поздно приходит к выводу, что его свобода - это иллюзия; и соглашается этой

иллюзией пожертвовать. Он добровольно становится рабом; он делает то, что

ему говорят, он говорит и думает так, как ему сказано. Он не боится потерять

что-то, потому что знает, что у него ничего нет. И в результате он

приобретает все. Все, что было в нем реального - в его понимании, в его

симпатиях, вкусах и желаниях, - все это возвращается к нему вместе с тем

новым, чего он прежде не имел и не мог иметь, вместе с чувством внутреннего

единства и воли. Но для того, чтобы прийти к этому пункту, человек должен

проделать трудный путь рабства и повиновения. И если он хочет достичь

результатов, он должен повиноваться не только внешне, но и внутренне. Это

требует большой решимости, а решимость требует ясного понимания того факта,

что иного пути нет, что человек не в состоянии что-то сделать

самостоятельно, -но в то же время делать что-то необходимо.

'Когда человек придет к заключению, что он не может и не хочет жить

так, как он жил до сих пор, когда он по-настоящему увидит все то, из чего

состоит его жизнь, когда он решит работать, он должен быть правдивым по

отношению к себе, чтобы не попасть в еще худшее положение. Нет ничего хуже,

чем начать работу над собой, а затем бросить ее и оказаться между двух

стульев; лучше уж и не начинать. И для того, чтобы не начинать напрасно,

чтобы не рисковать обмануться на свой счет, человек должен неоднократно

проверить свое решение. Прежде всего ему необходимо знать, как далеко он

желает идти, чем готов пожертвовать. Нет ничего проще, чем заявить: всем.

Человек никогда не сможет отказаться от всего, да от него этого и не

потребуют. Но ему надо точно определить, чем он намерен пожертвовать, и

впоследствии не торговаться. Или с ним случится то, что случилось с волком в

одной армянской сказке. Знаете армянскую сказку о волке и овцах?

'Жил как-то волк; он растерзал множество овец и поверг в смятение и

слезы многих людей.

'Наконец, не знаю почему, он почувствовал вдруг угрызения совести и

стал раскаиваться в своей жизни; он решил измениться и более не убивать

овец.

'Чтобы все было серьезным, он отправился к священнику и попросил его

отслужить благодарственный молебен.

'Священник начал службу, а волк стоял и плакал в церкви. Служба была

длинная. Волку случилось зарезать немало овец и у священника; поэтому

священник со всей серьезностью молился о том, чтобы волк изменился. Но вдруг

волк выглянул в окошко и увидел, что овец гонят домой. Он начал переминаться

с ноги на ногу; а священник все молится, и молитве не видно конца.

'Наконец волк не выдержал и зарычал:

'- Кончай, поп! А то всех овец домой загонят и оставят меня без ужина!

'Эта сказка очень хороша, потому что великолепно описывает человека. Он

готов пожертвовать всем; но вскоре выясняется, что сегодняшний обед-это

совсем другое дело. 'Человек всегда желает начинать с чего-то большого. Но

это невозможно: выбирать не из чего; мы должны начинать с вещей и дел

сегодняшнего дня.'

Приведу еще одну беседу, которая очень характерна для методов

Гурджиева. Мы шли по парку. Нас было пятеро, не считая Гурджиева. Один из

нас спросил, каково его мнение об астрологии, есть ли что-нибудь ценное в

более или менее известных астрологических теориях.

- Да, - сказал Гурджиев, - Но все зависит от того, как их понимать. Они

могут оказаться ценными, а могут и бесполезными. Астрология имеет дело лишь

с одной частью человека: с его типом, с сущностью, и не касается его

личности, приобретенных качеств. Если вы поймете это, вы поймете, в чем

заключается ценность астрологии.

Еще раньше в наших группах велись беседы о типах, и нам казалось, что

учение о типах -довольно трудная вещь, потому что Гурджиев дал нам очень

мало материала, требуя от нас собственных наблюдений за собой и другими. Мы

продолжали идти, а Гурджиев все говорил, стараясь объяснить, что в человеке

может зависеть от влияния планет, а что не может.

Когда мы выходили из парка, Гурджиев замолчал и зашагал в нескольких

шагах впереди нас. Мы впятером шли за ним, разговаривая друг с другом.

Обходя дерево, Гурджиев