Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

недели. Мои

доводы подействовали на 3., и он сказал, что останется, если Гурджиев

позволит ему остаться. Он пошел поговорить с ним, но очень скоро вернулся с

расстроенным лицом.

- Ну, и что же он вам сказал?

- Ничего особенного; сказал, что если уж я решил уезжать. то лучше не

медлить.

3. уехал. Этого я не мог понять - в то время я не отпустил бы в

Петербург даже собаку.

Гурджиев собирался прожить зиму в Уч-Дере. Мы жили в нескольких домах,

раскинувшихся на большом участке земли. Никакой 'работы' в том смысле, в

каком это понималось в Ессентуках, не было. Мы рубили лес, заготавливали на

зиму дрова, собирали дикие груши. Нередко Гурджиев ездил в Сочи, где лежал в

больнице один из наших товарищей, заболевший брюшным тифом незадолго перед

моим прибытием из Петербурга.

Неожиданно Гурджиев решил переехать в другое место. Он нашел, что здесь

мы будем отрезаны от сообщения с остальной частью России и останемся без

провизии.

Гурджиев уехал с половиной нашей группы, а потом прислал доктора С. за

остальными. Мы опять собрались и Туапсе, а оттуда стали совершать экскурсии

на север по побережью, где не было железной дороги. Во время одной из таких

поездок С. встретил каких-то своих петербургских знакомых, у которых в

сорока верстах к северу от Туапсе была дача. Мы остались у них на ночь; а

наутро Гурджиев нанял дом в версте от дачи. Здесь снова собралась наша

небольшая компания; четверо уехали в Ессентуки.

Прошло два месяца. Это было очень интересное время. Гурджиев, доктор С.

и я еженедельно ездили в Туапсе за продуктами для нас и за кормом для

лошадей. Поездки навсегда останутся у меня в памяти. Они были полны самых

невероятных приключений и очень интересных бесед.. Наш дом стоял над морем в

пяти верстах от большого села Ольгинки. Я надеялся, что здесь мы проживем

подольше. Но во второй половине декабря поползли слухи, что часть кавказской

армии движется в Россию по берегу моря. Гурджиев сказал, что мы вернемся в

Ессентуки и снова начнем работу. Я уехал первым, привез в Пятигорск часть

нашего имущества и вернулся. Ездить еще было можно, хотя в Армавире уже

появились большевики.

Вообще, на Северном Кавказе число большевиков все возрастало, и между

ними и казаками начались трения. В Минеральных Водах, через которые мы

проезжали, внешне все было спокойно, хотя многие люди, которые не нравились

большевикам, уже были убиты.

В Ессентуках Гурджиев нанял большой дом и послал циркулярное письмо,

датированное двенадцатым февраля (с моей подписью), всем членам наших

московских и петербургских групп, приглашая их приехать вместе со своими

близкими, чтобы жить и работать под его руководством.

В Петербурге и Москве уже был голод, а на Кавказе сохранилось изобилие.

Приехать было уже нелегко, и некоторым это не удалось, несмотря на их

желание; однако многие приехали. С ними был и 3., которому тоже послали

письмо. Он приехал совершенно больным.

Как-то в феврале, когда мы все еще чего-то ждали, Гурджиев. показывая

мне дом и все, что он устроил, сказал:

- Теперь вы понимаете, зачем мы собирали деньги в Москве и Петербурге?

Тогда вы говорили, что тысяча рублей - это слишком много. А разве теперь

даже этих денег будет достаточно? Платили всего полтора человека. Я истратил

уже больше, чем было собрано тогда.

Гурджиев намеревался нанять или купить участок земли, засадить огороды

и вообще организовать колонию. Но ему помешали события начала лета.

Когда наши люди собрались летом 1918 года, в доме были установлены

очень строгие правила: было запрещено покидать дом и участок, в течение дня

и ночи дежурили часовые и т.д. Началась самая разнообразная работа. В

организации дома и в нашей жизни было очень много интересного.

На этот раз упражнения оказались гораздо труднее и разнообразнее, чем

прошлым летом. Мы начали ритмические упражнения под музыку, пляски дервишей,

разноге рода умственные упражнения, изучение всевозможных способов дыхания и

т.д. Особенно интенсивными были упражнения по изучению разных методов

подражания психическим феноменам - чтению мыслей, ясновидению, медиумическим

явлениям и т.п. Прежде чем начались эти упражнения. Гурджиев объяснил, что

изучение этих, как он их называл. 'фокусов' было обязательным предметом во

всех восточных школах, потому что,