- человек думает о том, что значит 'быть', каков смысл 'бытия', бытия
механического человека, с которым все случается, и бытия человека, который
способен делать. Так что 'быть' возможно по-разному. Он хочет 'быть' не
просто в смысле существования, но в смысле величия, силы, И слово 'быть'
приобретает для него особый вес, новый смысл. 'Серьезным' - человек думает о
том, что значит быть серьезным. Очень важно, как он отвечает себе на этот
вопрос. Если он понимает, что это значит, если правильно определит для себя,
что значит быть серьезным, если чувствует, что действительно желает этого,
тогда его молитва может дать результат в том смысле, что у него прибавятся
силы, что он чаще будет замечать свою несерьезность, легче преодолевать себя
и заставлять быть серьезным. Совершенно таким же образом человек может
'молиться', повторяя: 'Я хочу вспоминать себя'. 'Вспоминать' - что значит
'вспоминать'? Человек должен подумать о памяти. Как мало он вспоминает! Как
часто он забывает то, что решил, видел, знает! Его жизнь была бы иной, если
бы он мог вспоминать. Все болезни приходят из-за того, что он не помнит.
'Себя' - он снова возвращается к себе. Какое из своих 'я' он хочет
вспоминать? Стоит ли вспоминать всего себя? Как может он различить, что
хочет вспоминать? Идею работы! Как может он соединить себя с идеей работы? -
и так далее, и тому подобное.
'В христианском богослужении очень много таких молитв, где надо
размышлять над каждым словом. Но они теряют весь смысл, все значение, если
их повторяют или распевают механически.
'Возьмите обычную молитву: 'Господи, помилуй меня!' Что это значит?
Человек взывает к Богу. Он должен немного подумать, сделать сравнение и
спросить себя - что такое Бог и что такое он? Затем он просит Бога
помиловать его. Но для этого Бог должен подумать о нем, заметить его. А.
стоит ли замечать его? Что в нем есть такого, о чем стоило бы думать? И кто
должен о нем думать? - сам Бог! Понимаете. все эти мысли и еще многие другие
должны пройти через его ум, когда он произносит эту простую молитву. И тогда
именно эти мысли могут сделать для него то, чегоон просит от Бога. Но о чем
он способен думать и какой результат может дать молитва, если он просто
повторяет, как попугай: 'Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи,
помилуй!' Вы сами знаете, что это не даст никаких результатов.
'Вообще говоря, о христианстве и о формах христианского поклонения нам
известно очень мало; мы ничего не знаем об истории и возникновении многих
вещей. Например, церковь, храм, где собираются верующие и где совершаются
службы согласно особым обрядам, - откуда она взята? Люди совсем не думают об
этом. Многие считают, что внешняя форма поклонения, обряды, пение гимнов и
тому подобное были придуманы отцами церкви. Другие полагают, что эта внешняя
форма была частично взята из языческих религий, а частично у евреев. Но все
это неверно; вопрос о происхождении христианской церкви, т.е. христианского
храма, гораздо интереснее, чем мы думаем. Начать с того, что церковь и
богослужение в той форме, какую они приняли в первые века христианства, не
были заимствованы у язычников или у. евреев, потому что ничего подобного не
существовало ни в греческих, ни в римских культурах, ни в иудаизме.
Еврейская синагога, еврейский храм, греческие или римские храмы разных богов
представляли собой нечто совершенно отличное от христианской церкви, которая
приняла свой облик в первом и втором веках. Христианская церковь-это школа;
но люди забыли о том, что это школа. Вообразите школу, где учителя читают
лекции и выполняют пояснительные демонстрации, а ученики или просто люди,
заходящие в школу, принимают эти лекции и демонстрации за церемонии и
обряды, за 'таинства' и магию. Это было бы приближением к христианской
церкви нашего времени.
'Христианская церковь, христианская форма поклонения не изобретена
отцами церкви, а заимствована в готовом виде из Египта, но только не из того
Египта, который мы знаем, а из того, который нам неизвестен. Этот Египет
находился на том же самом месте, что и известный нам, но существовал гораздо
раньше. В исторические времена сохранились лишь небольшие отрывки его
знания; но эти отрывки удерживались в тайне настолько хорошо, что мы даже не
знаем, где они сохранялись.
'Многим людям покажется странным,