туда поехать. Во-первых, были трудности с
деньгами; во-вторых, сохранились сложности, возникшие в Ессентуках. Мое
решение покинуть Гурджиева обошлось мне очень дорого, и просто так
отказаться от него было невозможно, тем более что я видел все мотивы
Гурджиева. Вынужден признаться, что особого восторга от программы Института
гармоничного развития человека я не испытал. Я, разумеется, понимал, что
Гурджиеву приходится придавать своей работе какую-то внешнюю форму, учитывая
окружающие обстоятельства, как он это сделал в Ессентуках: я понимал, что
эта внешняя форма представляет собой карикатуру. Но я понял и то. что за
этой внешней формой стоит точно то же, что и раньше, и это измениться не
может. Я сомневался в своей способности приспособиться к этой внешней форме.
Тем не менее, я был уверен, что вскоре опять встречусь с Гурджиевым.
П. приехал из Майкопа в Екатеринодар, и мы много говорили о системе и о
Гурджиеве. П. пребывал в довольно скверном душевном состоянии: но мне
показалось, что моя идея о необходимости различать между системой и самим
Гурджиевым помогла ему лучше понять положение вещей.
Мои группы стали интересовать меня все больше и больше. Я увидел, что
есть возможность продолжать работу. Идеи системы встречали отклик и,
очевидно, отвечали нуждам людей, желавших понять происходящее внутри и
вокруг них. Тем временем заканчивался краткий эпилог русской истории,
который так сильно напугал наших друзей и 'союзников'. Перед нами была
совершенная темнота. Осенью и в начале зимы я находился в Ростове. Там я
встретил двух-трех человек из нашей петербургской компании, а также
приехавшего из Киева 3. Подобно П., 3. был отрицательно настроен по
отношению ко всей работе. Мы поселились в одной квартире: случилось так, что
беседы со мной заставили 3. многое пересмотреть и убедиться в том, что его
первоначальные оценки были правильными. Он решил пробираться в Тифлис, к
Гурджиеву; однако этому не суждено было сбыться. Мы уехали из Ростова почти
одновременно; 3. выехал через день-другой после меня. Но в Новороссийск он
прибыл уже больным и в первых числах января 1920 года умер там от оспы.
Вскоре после этого мне пришлось уехать в Константинополь.
В то время Константинополь был полон русских. Я встретил знакомых из
Петербурга и с их помощью стал читать лекции в конторе 'Русского Маяка'.
Собралась довольно большая аудитория, главным образом, из молодых людей. Я
продолжал развивать идеи, выдвинутые в Ростове и Екатеринодаре. в которых
связывал общие положения психологии и философии с идеями эзотеризма.
Писем от Гурджиева я больше не получал; но был уверен, что он скоро
приедет в Константинополь. И в самом деле, он приехал в июне с довольно
большой компанией.
В прежней России, даже на ее далеких окраинах, работа стала
невозможной; мы постепенно приближались к тому периоду, который я предвидел
еще в Петербурге, т.е. к работе в Европе.
Я был очень рад увидеть Гурджиева; мне казалось, что ради интересов
работы можно отбросить все прежние затруднения, что я сумею опять работать с
ним, как это было в Петербурге. Я привел Гурджиева на свои лекции и передал
ему всех посещавших их людей, в частности, группу из тридцати человек,
собиравшихся в помещении над конторой 'Маяка'.
В то время на центральное место в своей работе Гурджиев ставил балет.
Он хотел организовать в Константинополе продолжение своего тифлисского
института; главное место в нем должны были занимать танцы и ритмические
упражнения, которые подготовили бы людей к участию в балете. Согласно его
идеям, балет должен стать школой. Я разработал для него сценарий балета и
начал лучше понимать его мысль. Танцы и все прочие 'номера' балета, вернее,
'ревю', требовали долгой и совершенно особой подготовки. Люди, принимавшие в
балете участие, должны были в силу этого обстоятельства изучить себя и
научиться управлять собой, продвигаясь таким образом к раскрытию высших форм
сознания. В балет в виде его обязательной части входили танцы, упражнения и
церемонии дервишей, а также малоизвестные восточные пляски.
Это было очень интересное время. Гурджиев часто приезжал ко мне в
Принкипо. Мы вместе бродили по константинопольским базарам. Ходили мы и к
дервишах мевлеви, и он объяснял мне то, что я до тех