института Далькроза в Хеллеране, около Дрездена. Но из
этого ничего не вышло; а в связи с предполагаемой покупкой произошли
какие-то события, вызвавшие вмешательство блюстителей закона. В феврале 1922
года Гурджиев приехал в Лондон. Разумеется, я сейчас же пригласил его на
свои лекции и представил ему всех, кто их посещал. На этот раз мое отношение
к нему было гораздо более определенным. Я по-прежнему много ожидал от его
работы и решил сделать все возможное, чтобы помочь ему в организации
института и постановке балета. Но я не верил, что мне удастся работать с
ним. Я снова обнаружил те препятствия, которые возникли еще в Ессентуках,
причем возникли они еще до его прибытия. Внешняя обстановка сложилась так,
что Гурджиев сделал очень многое для осуществления своих планов. Главное
заключалось в том, что было подготовлено около двадцати человек, с которыми
можно было начинать работу. Почти готова была (с помощью одного известного
музыканта) и музыка для балета. Был разработан план организации института.
Но для практического осуществления всех этих планов не было денег. Вскоре по
прибытии Гурджиев сказал, что думает открыть свой институт в Англии. Многие
из посещавших мои лекции заинтересовались этой идеей и устроили подписку для
обеспечения материальной стороны дела. Часть денег была немедленно передана
Гурджиеву, чтобы обеспечить переезд всей его группы в Лондон. Я продолжал
читать лекции, связывая их с тем. что сказал Гурджиев во время своего
пребывания в Лондоне. Но для себя я решил, что в случае открытия института в
Лондоне я уеду в Париж или в Америку. Институт в Лондоне наконец открылся,
однако в силу разных причин начать там работу не удалось. Но мои лондонские
друзья и слушатели лекций собрали значительную сумму денег, и на эти деньги
Гурджиев купил исторический замок 'Аббатство' (Шато-Приорэ) в Авоне, близ
Фонтенбло, с огромным заросшим парком. Осенью 1922 года он открыл здесь свой
институт. Собралась довольно пестрая компания: было несколько человек,
помнивших Петербург, были ученики Гурджиева из Тифлиса, слушатели моих
лекций в Константинополе и Лондоне (последние делились на несколько групп).
По-моему, некоторые из них слишком поторопились оставить свои обычные
занятия в Англии, чтобы последовать за Гурджиевым. Я не мог ничего им
сказать. потому что они уже приняли решение, когда сообщали мне об этом. Я
боялся, что они испытают разочарование, так как работа Гурджиева казалась
мне не совсем правильно организованной и потому ненадежной. В то же время у
меня не было уверенности в своей правоте, и я не хотел им мешать.
Другие пробовали работать со мной; однако по той или иной причине
уходили от меня, полагая, что работать с Гурджиевым им будет легче. Особенно
их привлекла идея найти то, что они называли 'сокращенным путем'. В тех
случаях, когда они обращались ко мне за советом, я, естественно, советовал
им ехать в Фонтенбло и работать с Гурджиевым. Были и такие, кто приезжал к
Гурджиеву на две недели или на месяц. Это были люди, которые посещали мои
лекции и не хотели принимать самостоятельных решений: услыхав о решении
других, они являлись ко мне с вопросом: надо ли им 'бросать все' и ехать в
Фонтенбло, является ли этот путь единственным путем в работе? На это я
отвечал, что им следует подождать, пока я сам там побываю.
Впервые я приехал в 'Аббатство' в конце октября или в начале ноября
1922 года. Там шла очень оживленная и интересная работа. Был выстроен
павильон для танцев и упражнений, организовано домашнее хозяйство, закончен
жилой дом и так далее. В целом атмосфера была очень приятной и оставляла
сильное впечатление. Помню один разговор с Кэтрин Мэнсфилд, которая в то
время жила там. Дело происходило примерно за три недели до ее смерти Я сам
дал ей адрес Гурджиева. Она посетила две-три мои лекции, а затем пришла ко
мне и рассказала, что едет в Париж, где какой-то русский врач лечил
туберкулез, облучая селезенку рентгеновскими лучами. Конечно, на это я
ничего не мог ей сказать. Она уже была на полпути к смерти и, кажется, сама
это сознавала. Но при всем этом поражало ее горячее желание наилучшим
образом использовать даже последние дни, найти истину, присутствие которой
она чувствовала, но к которой не могла прикоснуться. Я не мог отказать ей,
когда она попросила у меня адрес моих друзей