в Париже, с которыми она могла
бы поговорить о тех же самых вещах, что и со мной, но не думал, что увижу ее
еще раз. И вот я опять встретил ее в Аббатстве. Вечером мы сидели в одном из
салонов, и она говорила со мной слабым голосом, который, казалось, шел
откуда-то из пустоты:
- Я знаю, что здесь истина, что другой истины нет. Понимаете, я давно
смотрю на всех нас как на людей, которые потерпели кораблекрушение и попали
на необитаемый остров, но еще не знают об этом. А здешние люди это знают.
Другие, там, в жизни, все еще думают, что за ними завтра придет океанский
пароход, и все опять вернется к старой жизни. Эти уже знают, что старого
пути не будет. Я так рада, что оказалась здесь!
Вскоре после возвращения в Лондон я услышал о ее смерти. Гурджиев был
очень добр к ней и не настаивал на ее отъезде, хотя было ясно, что она не
выживет. Это вызвало со временем немало лжи и клеветы.
В течение 1923 года я довольно часто приезжал в Фонтенбло, в Аббатство.
Вскоре после открытия. Институт привлек внимание прессы, и в течение
одного-двух месяцев газеты охотно писали о нем. Гурджиева и его учеников
называли 'лесными философами'; у них брали интервью, печатали их фотографии
и так далее.
Собственная работа Гурджиева в тот период, т.е. с 1922 года, была
посвящена, главным образом, развитию методов изучения ритма и пластики. Все
это время он, не переставая, работал над своим балетом, вводя в него танцы
разных дервишей и суфиев, восстанавливая в памяти музыку, которую слышал в
Азии много лет назад. В этой работе было чрезвычайно много нового и
интересного. Бесспорно, танцы и музыка дервишей воспроизводились в Европе
впервые. И на всех, кто мог их видеть и слышать, они произвели очень сильное
впечатление.
В Аббатстве выполнялись также очень интенсивные умственные упражнения
для развития памяти, внимания и воображения. В связи с этими упражнениями
велась также работа по 'имитации психических явлений'. Кроме того, для
каждого существовало много обязательной работы по дому, связанной с домашним
хозяйством.
Среди бесед того времени я особенно запомнил одну, которая относилась к
методам дыхания; хотя эта беседа, равно как и многое другое, что было
сделано, прошла тогда незамеченной, она показала возможность совершенно
нового подхода к данному предмету.
'Правильные упражнения, - сказал однажды Гурджиев, которые
непосредственно ведут к цели, к овладению организмом и подчинению воле его
сознательных и бессознательных функций, начинаются с дыхательных упражнений.
Без овладения дыханием нельзя ничего освоить. Однако овладеть дыханием не
так-то просто.
'Вы должны понять, что существуют три вида дыхания. Один - это
нормальное дыхание. Второй - 'вздутие'. Третий - дыхание с помощью движения.
Что это значит? Это значит, что нормальное дыхание протекает бессознательно;
оно регулируется и контролируется двигательным центром. 'Вздутие' - это
искусственное дыхание. Например, человек говорит себе, что он будет считать
до десяти во время вдоха и до десяти во время выдоха или будет делать вдох
через правую ноздрю, а выдох через левую; все это совершается формирующим
аппаратом. И само дыхание будет при этом другим, потому что двигательный и
формирующий аппараты действуют, используя разные группы мышц. Группа мышц,
через которые работает двигательный центр, недоступна формирующему аппарату
и не подчинена ему. Но в случае временной остановки двигательного центра
формирующему аппарату дается группа мышц, на которые он может влиять и с
помощью которых может приводить в действие дыхательный механизм. Но,
конечно, его работа будет протекать хуже: чем работа двигательного центра, и
недолго. Вы читали книги о 'дыхании йоги', слышали или читали об особом
дыхании, связанном с 'умной молитвой' в православных монастырях. Все это
одно и то же. Дыхание, исходящее из формирующего аппарата, - это не дыхание,
а 'вздутие'. Идея здесь та, что если человек достаточно долго и часто дышит
таким образом при помощи формирующего аппарата, двигательный центр, который
в течение этого периода остается в бездействии, может устать от бездействия
и начать работать, как бы 'подражая' формирующему аппарату. В самом деле,
так иногда бывает. Но для того, чтобы это произошло, необходимо соблюдение
многих условий: нужны пост, молитва,