Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

меня приехать

пожить в Аббатстве, что было сильным для меня искушением. Но, несмотря на

весь мой интерес к работе Гурджиева, я не мог найти в ней места для себя и

не мог понять ее направленности. В то же время я не мог не видеть, как видел

уже в 1918 году в Ессентуках, что в организации самого дела заключено много

разрушительных моментов, что оно должно развалиться.

В декабре 1923 года Гурджиев устроил в Париже, в театре на Елисейских

Полях, демонстрацию плясок дервишей, ритмических движений и различных

упражнений.

Вскоре после этой демонстрации, в январе 1924 года, Гурджиев вместе с

частью своих учеников уехал в Америку. Он собирался читать там лекции и

устраивать демонстрации.

В день его отъезда я находился в Аббатстве. Отъезд этот во многом

напоминал мне отъезд из Ессентуков в 1918 году и все, что было с ним

связано.

По возвращении в Лондон я объявил тем, кто посещал мои лекции, что в

будущем моя работа пойдет совершенно независимо - в том же направлении, в

каком она началась в Лондоне в 1921 году.

Приложение

ВЗГЛЯДЫ ИЗ РЕАЛЬНОГО МИРА. Записи бесед и лекций Гурджиева (отрывки)

Нью-Йорк, 13 марта 1924 г.

Самонаблюдение очень трудно. Чем больше вы будете стараться, тем яснее

это увидите.

В настоящее время вам следует практиковать его не для получения

результатов, а чтобы понять тот факт, что вы не в состоянии наблюдать себя.

В прошлом вы воображали, что видите и знаете себя.

Я говорю об объективном самонаблюдении. Объективно вы не можете видеть

себя ни на одну минуту, потому что это иная функция, функция мастера.

Если вам кажется, что вы сможете наблюдать себя в течение пяти минут,

это неверно; если вам кажется, что вы сможете наблюдать себя двадцать минут

или одну минуту, это одинаково неверно. Если вы просто поймете, что не

сможете наблюдать, это будет правильно. Прийти к этому пониманию - вот ваша

цель.

Для достижения этой цели вы должны прилагать непрестанные старания.

Когда вы будете проявлять старания, результатом не будет самонаблюдение

в подлинном смысле слова. Но старание укрепит ваше внимание; вы научитесь

лучше сосредоточиваться. Все это пригодится позднее. И только тогда можно

будет начать вспоминать себя.

Если вы будете работать добросовестно, вы будете вспоминать себя не

чаще, а реже, потому что вспоминание себя требует многого. Оно не так-то

легко, оно дорого стоит.

Упражнений в самонаблюдении достаточно вам на несколько лет. Не

пытайтесь заниматься ничем другим. Если вы будете работать добросовестно, вы

увидите, что вам нужно.

Сейчас вы обладаете только одним вниманием - или в теле, или в

чувствах.

Нью-Йорк, 9 декабря 1930 г.

Вопрос: Как можно приобрести внимание?

Ответ: Люди лишены внимания. Вашей целью должно быть его приобретение.

Самонаблюдение возможно лишь после приобретения внимания. Начинайте с

мелочей.

Вопрос: С каких мелочей можно начинать? Что нам надо делать?

Ответ: Ваши нервозные и беспокойные движения сознательно или

бессознательно заставляют каждого человека видеть, что вы не обладаете

авторитетом, что вы просто клоун. С этими беспокойными движениями вы не

можете быть кем-то. Первое, что вам надо сделать, - остановить эти движения.

Сделайте это своей целью, своим идолом. Заставьте свою семью помогать вам.

Только после этого вы, может быть, сумеете приобрести внимание. Это - пример

деланья.

Другой пример - начинающий пианист никогда не может научиться иначе,

нежели понемногу. Если вы хотите играть без предварительной практики, вы

никогда не сможете играть подлинную музыку. Мелодии, которые вы будете

играть, окажутся какофонией, заставят людей страдать и ненавидеть вас. То же

самое с психологическими идеями: для того чтобы приобрести что-нибудь,

необходима длительная практика.

Постарайтесь сначала осуществить самые небольшие вещи. Если вашей целью

с самого начала будет что-то большое, вы ничего не достигнете. Ваши

проявления будут действовать подобно какофонической музыке и вызовут у

соседей ненависть к вам.

Вопрос: Что же я должен делать?

Ответ: Есть два вида деланья: автоматическое деланье и деланье в

соответствии с целью. Возьмите какую-нибудь небольшую вещь, которую вы

сейчас не в состоянии