если я скажу, что доисторический
Египет был христианским за много тысяч лет до рождения Христа. Иными
словами, его религия состояла из тех же принципов и идей, которые составляют
подлинное христианство. В доисторическом Египте существовали особые школы,
называвшиеся 'школами повторения'. В этих школах по определенным дням, а в
некоторых из них, возможно, и ежедневно устраивались публичные повторения в
сжатой форме всего курса наук, которому обучали в этих школах. Такое
повторение продолжалось иногда неделю или месяц. Благодаря подобным
повторениям люди, прошедшие курс, не теряли своей связи со школой и
сохраняли в памяти все, чему учились. Иногда они приходили из очень далеких
мест лишь для того. чтобы прослушать повторение, и, почувствовав свою связь
со школой, уходили. Существовали особые дни в году, когда повторения были
особенно полными и производились с особой торжественностью; сами эти дни
обладали символическим значением.
'Эти 'школы повторения' стали образцами для христианских церквей. Форма
богослужения в христианских церквах почти полностью повторяет курс науки,
касающейся вселенной и человека. Индивидуальные молитвы, гимны, возглашения
все имело свое значение в этом повторении, равно как и празднества, и
религиозные символы, хотя смысл их забыт очень давно.'
Продолжая свои объяснения, Гурджиев привел несколько очень интересных
примеров объяснений различных частей православной литургии. К несчастью, в
то время мы не делали записей, и я не решусь восстановить их по памяти.
Идея его объяснений заключалась в том, что литургия, начиная с первых
ее слов, проходит, так сказать, сквозь процесс повторения, отмечая все его
стадии и переходы. В объяснениях Гурджиева меня особенно удивило то, сколь
многое здесь сохранилось в чистой форме и как мало мы все это понимаем. Его
объяснения очень сильно отличались от обычных богословских и даже
мистических толкований, и главная разница заключалась в том, что он
отказался от большинства аллегорий. Я хочу сказать, что из его объяснений
стало ясно, что мы принимаем многие вещи за аллегории, в то время как они
вовсе не являются иносказаниями, и их нужно понимать более просто и
психологически. Хорошим примером здесь служит то, что он сказал ранее о
Тайной Вечере.
- Каждая церемония, или обряд, имеет ценность, если она выполняется без
изменений, - сказал он. - Церемония это книга, а которой написано очень
многое. Каждый, кто обладает пониманием, может читать ее. Один обряд
содержит зачастую больше, чем сотня книг.
Указывая на то, что сохранилось до нашего времени, Гурджиев отмечал и
то, что было утеряно и забыто. Он упоминал о священных плясках, которые
сопровождали 'службы' в 'храмах повторения' и не были включены в
христианскую форму богослужения. Он говорил также о различных упражнениях и
об особых позах для разных молитв, т.е. для разных видов медитации; о
приобретении контроля над дыханием и о необходимости уметь напрягать или
расслаблять по своей воле любую группу мускулов; о многих других вещах,
имеющих, так сказать, отношение к 'технике религии'.
Однажды, описывая упражнения в сосредоточении и переключении внимания с
одной части тела на другую, Гурджиев сказал:
- Когда вы произносите слово 'я', замечаете ли вы, где внутри вас
звучит это слово?
Мы не сразу сообразили, что он имеет в виду, но очень скоро стали
замечать, что, произнося слово 'я', некоторые из нас определенно
чувствовали, что это слово как бы звучит в голове, другие слышали его в
груди, третьи - над головой, вне тела.
Должен здесь отметить, что лично я был совершенно лишен этих ощущений,
и мне приходится полагаться на показания других.
Гурджиев выслушал все наши замечания и сказал, что связанное с этим
ощущением упражнение сохранилось до наших дней; по его словам, его выполняют
в монастырях на Афоне.
Монах стоит на коленях или в какой-то другой позе и, подняв согнутые в
локтях руки, произносит громко и протяжно слово 'я' и выпрямляется;
одновременно он прислушивается к тому, где звучит это слово.
Цель упражнения заключается в том, чтобы чувствовать 'я' в любой
момент, когда человек думает о себе, и переносить 'я' из одного центра в
другой.
Много раз Гурджиев