и Луну. Но человек внутри себя имеет все. Внутри
меня есть Солнце, Луна, Бог. Я - это вся жизнь в ее полноте.
Для того, чтобы понимать, необходимо знать самого себя.
'Аббатство', 17 января 1923 г.
...Повторяю, что до настоящего времени вы не работаете как люди и, тем
не менее, имеете возможность научиться работать по-человечески. Работать как
человек - значит работать так, чтобы работающий понимал, что он делает,
думал о том, почему и зачем он делает сейчас то или другое, как нужно было
это сделать вчера, как он сделает это завтра, как это делается обычно, нет
ли лучшего способа. Если человек работает правильно, ему удается работать
все лучше и лучше. Но когда работает существо с двумя мозгами, между его
вчерашней, завтрашней и сегодняшней работой нет никакой разницы.
За все время нашей работы ни один человек не работал по-человечески. А
для Института существенно, чтобы вы работали именно так. Каждый должен
работать за себя, потому что другие ничего за него не сделают. Если вы,
скажем, способны набить папиросу как человек, то вы уже знаете, как соткать
ковер. Человеку дан весь необходимый аппарат для того, чтобы он мог делать
все. И каждый может сделать все то. что могут сделать другие. Если может
один, могут и все. Гений, талант - все это чепуха. Секрет прост делать вещи
как человек. Тот. кто может думать и делать вещи как человек, может сделать
любую вещь не хуже, чем другой человек, который делает ее всю свою жизнь, но
не по-человечески. То, чему один выучился в десять лет, другой узнает в
два-три года и затем делает это лучше, чем тот, кто истратил на работу всю
свою жизнь. Я встречал людей, которые до учения всю жизнь работали не так,
как люди; но когда они научились, они легко стали выполнять самую трудную,
самую тонкую, а также самую грубую работу, которой никогда раньше не знали.
Секрет невелик и очень прост: нужно научиться работать как человек. А это
значит: когда человек делает какую-то вещь, он одновременно думает о том,
что он делает, исследует вопрос о том, как нужно делать эту работу, во время
работы забывает обо всем - о бабушке, о дедушке, о еде.
Вначале это очень трудно. Я дам вам теоретические указания, как нужно
работать; остальное зависит от вас, от каждого отдельного человека. Но
предупреждаю вас, что я скажу лишь столько, сколько вы вложите в практику.
Чем больше будет вложено в практику, тем больше я скажу. Даже если люди
работают так всего час, я буду говорить им сколько необходимо, двадцать
четыре часа, если потребуется. А что касается тех, кто будет продолжать
работу как раньше, - ну их к дьяволу.
'Аббатство', 12 июня 1923 г. (Отрывки из бесед)
'Мы никогда не завершаем того, что собирались сделать, как в больших,
так и в малых делах. Мы идем смотреть и возвращаемся делать. Подобным же
образом саморазвитие невозможно без дополнительной внешней силы, а также без
толчка изнутри'.
'Мы всегда используем больше энергии, чем это необходимо; мы напрягаем
ненужные для работы мускулы; мы позволяем мыслям вертеться; мы реагируем с
чрезмерной силой чувств. Расслабьте мускулы, пользуйтесь только теми.
которые необходимы; сдерживайте мысли и не выражайте чувства, когда не
хотите этого. Пусть вас не затрагивают внешние воздействия, ибо они сами по
себе безвредны; это мы позволяем себе чувствовать себя оскорбленными'.
'Тяжелая работа - это вклад энергии с хорошими процентами. Сознательное
употребление энергии - оплата вклада, а автоматическое ее употребление -
бесполезный расход'. 'Когда тело восстает против работы, быстро наступает
усталость; но отдыхать не следует, потому что это будет победой тела. Когда
тело желает отдохнуть, не отдыхайте; когда ум знает, что ему нужно
отдохнуть, отдохните; нужно только знать и различать язык тела и ума и быть
честным'. 'Без борьбы нет прогресса, нет результатов; всякое разрушение
привычки производит перемену в машине'.
'Аббатство', 30 января 1923 г. (Энергия и сон)
Вы, вероятно, слышали на лекциях, что за каждые двадцать четыре часа
наш организм вырабатывает определенное количество энергии для своего
существования. Повторяю: определенное количество. Это количество гораздо
больше, чем требуется для нормального расходования, но, поскольку наша жизнь
неправильна, мы расходуем большую ее часть, а иногда