А то, что относится к нашей сущности, - это наша
собственность.
Мы всегда создаем мнения внутри сущности. Всякое влияние
механично возбуждает соответствующее мнение. Вы можете любить меня
механически; и таким образом механически регистрируете это впечатление обо
мне. Но это не вы. Это впечатление приходит не от сознания; оно приходит
механически. Симпатия и антипатия - это вопрос соответствия типов; глубоко
внутри вы любите меня, и, хотя знаете умом, что я - плохой человек, что я не
заслуживаю вашего расположения, вы не в состоянии разлюбить меня. Или еще:
вы можете видеть, что я хороший человек, но вы меня не любите и таким
образом дело остается на прежнем месте.
Но можно и не создавать внутренних мнений. В настоящее время вы не
способны сделать это, потому что ваша сущность представляет собой функцию.
Сущность состоит из многих центров, но личность имеет только один центр -
формирующий аппарат.
...Дело в том, чтобы восстановить утраченное, не приобретать ничего
нового. Это цель развития. Для этого необходимо различать сущность н
личность, разделять их. Когда вы научитесь этому, вы увидите, что и как
изменить. Тем временем у вас остается лишь одна возможность - учиться. Вы
слабы, зависимы, пребываете в рабстве. Трудно вот так, сразу разрушить
привычки, накопившиеся за целые годы. Позднее удастся заменить некоторые
привычки другими, которые также будут механическими. Человек всегда зависит
от внешних влияний; но некоторые влияния мешают ему, а некоторые нет.
Начнем с того, что нам необходимо подготовить условия для работы; таких
условий много. В настоящее время вы можете только наблюдать и собирать
материал, который полезен для работы; вы не в состоянии различать, откуда
исходят ваши проявления-от сущности или от личности. Но если вы станете
тщательно смотреть, вы, возможно, впоследствии поймете это. Пока вы
собираете материал, вы не можете ничего увидеть: обычно у человека бывает
лишь одно внимание, направленное на то, что он делает. Его ум не видит
чувств и наоборот.
Для наблюдения необходимо многое, и прежде всего искренность с самим
собою. Это очень трудно; гораздо легче быть искренним с другим. Человек
боится увидеть что-то плохое, боится, что, заглянув случайно глубоко в себя,
он увидит собственную дрянь, свое ничтожество. Мы имеем привычку отгонять
мысли о себе, потому что боимся угрызений совести. Искренность может
оказаться ключом, который откроет дверь, и сквозь нее одна часть нашего
существа увидит другую. Обладая искренностью, человек способен смотреть и
что-то увидеть. Искренность с самим собой очень трудна, потому что сущность
обросла толстой коркой. Год за годом человек надевает на себя новую одежду,
новую маску. Все это необходимо постепенно удалить; мы должны освободить
себя, раскрыться. До тех пор, пока человек не раскроется, он не увидит. Есть
одно упражнение, очень полезное в начале работы, оно помогает нам видеть
себя, собирать материал. Это упражнение заключается в том, чтобы войти в
положение другого человека. Нужно принять его как задачу. Объясню, что я
имею в виду. Возьмем простой факт. Я знаю, что к завтрашнему дню вам нужны
сто долларов, а вы их не достали, пробовали достать, но неудачно. Вы
удручены. Ваши мысли и чувства заняты этой проблемой. Вечером вы сидите
здесь, на лекции: одна ваша половина продолжает думать о деньгах. Вы
невнимательны, нервозны. Если бы я был груб с вами в другой раз, вы бы не
рассердились так, как сегодня. Возможно, завтра, когда вы достанете деньги,
вы над собой посмеетесь. И вот, увидев, что вы сердитесь. я, зная, что вы не
всегда бываете таким, пытаюсь войти в ваше положение. Я спрашиваю себя, как
бы я поступил на вашем месте, если бы кто-то проявил ко мне грубость. Часто
задавая себе этот вопрос, я скоро пойму, что если грубость вас рассердила
или оскорбила, значит, в тот момент для этого имелась какая-то причина. Я
скоро пойму, что все люди похожи друг на друга, и никто из них не бывает
всегда хорошим или всегда плохим. Все мы одинаковы: как меняюсь я. так
меняется и другой. Если вы поймете это и хорошо запомните, если вы подумаете
о своей задаче и станете выполнять ее в нужное время, вы обнаружите много
нового в себе и в своем окружении, много такого, чего раньше не видели. Это
первый