Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

А то, что относится к нашей сущности, - это наша

собственность.

Мы всегда создаем мнения внутри сущности. Всякое влияние

механично возбуждает соответствующее мнение. Вы можете любить меня

механически; и таким образом механически регистрируете это впечатление обо

мне. Но это не вы. Это впечатление приходит не от сознания; оно приходит

механически. Симпатия и антипатия - это вопрос соответствия типов; глубоко

внутри вы любите меня, и, хотя знаете умом, что я - плохой человек, что я не

заслуживаю вашего расположения, вы не в состоянии разлюбить меня. Или еще:

вы можете видеть, что я хороший человек, но вы меня не любите и таким

образом дело остается на прежнем месте.

Но можно и не создавать внутренних мнений. В настоящее время вы не

способны сделать это, потому что ваша сущность представляет собой функцию.

Сущность состоит из многих центров, но личность имеет только один центр -

формирующий аппарат.

...Дело в том, чтобы восстановить утраченное, не приобретать ничего

нового. Это цель развития. Для этого необходимо различать сущность н

личность, разделять их. Когда вы научитесь этому, вы увидите, что и как

изменить. Тем временем у вас остается лишь одна возможность - учиться. Вы

слабы, зависимы, пребываете в рабстве. Трудно вот так, сразу разрушить

привычки, накопившиеся за целые годы. Позднее удастся заменить некоторые

привычки другими, которые также будут механическими. Человек всегда зависит

от внешних влияний; но некоторые влияния мешают ему, а некоторые нет.

Начнем с того, что нам необходимо подготовить условия для работы; таких

условий много. В настоящее время вы можете только наблюдать и собирать

материал, который полезен для работы; вы не в состоянии различать, откуда

исходят ваши проявления-от сущности или от личности. Но если вы станете

тщательно смотреть, вы, возможно, впоследствии поймете это. Пока вы

собираете материал, вы не можете ничего увидеть: обычно у человека бывает

лишь одно внимание, направленное на то, что он делает. Его ум не видит

чувств и наоборот.

Для наблюдения необходимо многое, и прежде всего искренность с самим

собою. Это очень трудно; гораздо легче быть искренним с другим. Человек

боится увидеть что-то плохое, боится, что, заглянув случайно глубоко в себя,

он увидит собственную дрянь, свое ничтожество. Мы имеем привычку отгонять

мысли о себе, потому что боимся угрызений совести. Искренность может

оказаться ключом, который откроет дверь, и сквозь нее одна часть нашего

существа увидит другую. Обладая искренностью, человек способен смотреть и

что-то увидеть. Искренность с самим собой очень трудна, потому что сущность

обросла толстой коркой. Год за годом человек надевает на себя новую одежду,

новую маску. Все это необходимо постепенно удалить; мы должны освободить

себя, раскрыться. До тех пор, пока человек не раскроется, он не увидит. Есть

одно упражнение, очень полезное в начале работы, оно помогает нам видеть

себя, собирать материал. Это упражнение заключается в том, чтобы войти в

положение другого человека. Нужно принять его как задачу. Объясню, что я

имею в виду. Возьмем простой факт. Я знаю, что к завтрашнему дню вам нужны

сто долларов, а вы их не достали, пробовали достать, но неудачно. Вы

удручены. Ваши мысли и чувства заняты этой проблемой. Вечером вы сидите

здесь, на лекции: одна ваша половина продолжает думать о деньгах. Вы

невнимательны, нервозны. Если бы я был груб с вами в другой раз, вы бы не

рассердились так, как сегодня. Возможно, завтра, когда вы достанете деньги,

вы над собой посмеетесь. И вот, увидев, что вы сердитесь. я, зная, что вы не

всегда бываете таким, пытаюсь войти в ваше положение. Я спрашиваю себя, как

бы я поступил на вашем месте, если бы кто-то проявил ко мне грубость. Часто

задавая себе этот вопрос, я скоро пойму, что если грубость вас рассердила

или оскорбила, значит, в тот момент для этого имелась какая-то причина. Я

скоро пойму, что все люди похожи друг на друга, и никто из них не бывает

всегда хорошим или всегда плохим. Все мы одинаковы: как меняюсь я. так

меняется и другой. Если вы поймете это и хорошо запомните, если вы подумаете

о своей задаче и станете выполнять ее в нужное время, вы обнаружите много

нового в себе и в своем окружении, много такого, чего раньше не видели. Это

первый