Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

указывал на необходимость изучения этой забытой

'техники', равно как и на невозможность достичь без нее каких-либо

результатов на пути религии, кроме чисто субъективных.

- Вы должны понять, - говорил он, - что подлинная религия, т.е. такая,

которая была создана знающими людьми с определенной целью, состоит из двух

частей. Одна из них учит тому, что нужно делать. Эта часть становится общим

достоянием и с течением времени искажается и отходит от первоначального

источника. Другая часть учит тому, как осуществить то, чему учит первая

часть. Эта часть хранится в тайне в особых школах, и с ее помощью удается

исправлять все то, что было искажено в первой части, или восстанавливать то,

что забылось.

'Без этой второй части невозможно никакое знание религии; во всяком

случае, это знание будет неполным и очень субъективным.

'Такая тайная часть существует и в христианстве, как и во всех других

религиях; она учит тому, как выполнять заповеди Христа, тому, что они в

действительности означают.'

Я должен привести здесь еще один разговор с Гурджиевым - он снова был

связан с космосами.

- Здесь есть связь с идеями Канта о феноменах и ноуменах, - сказал я. -

В конце концов, в этом-то и все дело: Земля, как трехмерное тело, является

'феноменом', а как шестимерное - 'ноуменом'.

- Совершенно верно, - сказал Гурджиев. - Только добавьте сюда идею

масштаба. Если бы Кант ввел в свои аргументы идею масштаба, многое из того,

что он написал, было бы очень ценным. Ему не хватило этой единственной вещи.

Слушая Гурджиева, я подумал, что Кант очень удивился бы, услышав это

замечание. Но идея масштаба была очень близка мне. И я понял, что с нею, как

с отправной точкой, можно обнаружить много нового и неожиданного в тех

вещах, которые кажутся нам известными.

Примерно год спустя, развивая идеи космосов в связи с проблемами

времени, я получил таблицу времени в разных космосах, о которой скажу

позднее.

В одном случае, говоря о строгой всеобщей взаимосвязи во вселенной,

Гурджиев остановился на 'органической жизни на Земле'.

- Для обычного знания, - сказал он, - органическая жизнь является

своего рода случайным придатком, нарушающим целостность механической

системы. Обычное знание не связывает ее ни с чем и не делает никаких выводов

из факта ее существования. Но вы должны понимать, что в природе нет и не

может быть ничего случайного и ненужного; все имеет определенную функцию,

все служит определенной цели. Таким образом, органическая жизнь представляет

собой необходимое звено в цепи миров, которые не могут существовать без нее,

как и она не может существовать без них. Ранее было сказано, что

органическая жизнь передает на Землю разнообразные влияния планет, что она

служит для питания Луны и для того, чтобы дать ей возможность расти и

крепнуть. Но и Земля также растет - не в том смысле, что увеличиваются ее

размеры, а в том, что возрастает сознательность, восприимчивость. Влияния

планет, которые были достаточны для Земли в течение одного периода ее

существования, становятся недостаточными; она нуждается в восприятии более

тонких влияний, а для этого необходим более тонкий и чувствительный

воспринимающий аппарат. Вот почему органическая жизнь должна

эволюционировать, приспосабливаться к нуждам Земли и планет. Подобным же

образом и Луну в течение одного периода может удовлетворять пища, которую

доставляет ей органическая жизнь особого качества; но впоследствии наступает

время, когда она перестает удовлетворяться этой пищей, не может расти на ней

и начинает испытывать голод. Органическая жизнь должна суметь удовлетворять

этот голод, иначе она не выполняет своих функций, не отвечает своей цели.

Это означает, что для того, чтобы отвечать своей цели, органическая жизнь

должна эволюционировать и стоять на уровне потребностей Земли, Луны и

планет.

'Мы должны помнить, что луч творения как мы его понимаем, от

Абсолютного до Луны, - подобен ветви дерева. растущей ветви. Конец этой

ветви, откуда выходят побеги, это Луна. Если Луна не растет, если она не

дает и не обещает новых побегов, это означает или остановку роста всего луча

творения, или необходимость для него найти другой путь своего роста,

какой-то боковой отпрыск. В то же время из