Если, например, мы меняем дыхание,
то меняем и ритм легких. Но, поскольку все находится во взаимной связи,
постепенно начинают меняться и другие ритмы. Если мы продолжим такое дыхание
в течение долгого времени, оно может изменить ритм всех органов. Например,
изменится ритм работы желудка. У желудка свои привычки; ему нужно какое-то
время, чтобы переварить пищу; пища должна находиться в желудке, допустим,
час; если же ритм желудка изменится, пища пройдет через него быстрее, и
желудок не успеет усвоить из пищи все необходимое. А в другом месте может
произойти обратное явление.
В тысячу раз лучше не вмешиваться в работу нашей машины; лучше оставить
ее в плохом состоянии, нежели исправлять, не имея знаний. Человеческий
организм - это очень сложный аппарат, многочисленные органы которого
обладают разными ритмами и разными требованиями и находятся в самых разных
отношениях друг с другом. Нужно или менять все, или не менять ничего; иначе
вместо пользы можно себе навредить. Искусственное дыхание - причина многих
болезней. В редких случаях человеку удается вовремя остановиться и избежать
вреда для себя; если же он практикует искусственное дыхание долгое время,
результаты всегда плачевны.
Чтобы работать над собой, необходимо знать в своей машине каждый
винтик, каждую заклепку, и тогда вы поймете,. что вам делать. Но если вы
попробуете работать над собой, обладая малым знанием, вы можете многое
потерять. Риск велик, потому что машина очень сложна; в ней имеются
мельчайшие винтики, которые легко выходят из строя; если вы станете
прилагать большие усилия, вы можете их сломать, а эти винтики в лавке не
купишь.
Нужно быть очень осторожным. Когда вы знаете - дело другое. Если кто-то
из присутствующих экспериментирует с дыханием, лучше остановиться, пока не
поздно.
Нью-Йорк, 16 марта 1924 г.
Вопрос: Полезна ли профессия актера для развития координированной
работы центров?
Ответ: Чем чаше актер играет разные роли, тем более раздельной
становится у него работа центров. Чтобы играть роли. нужно прежде всего быть
художником.
Мы говорим о спектре, который образует белый свет. Человека можно
назвать актером лишь в том случае, если он способен, так сказать, образовать
белый свет. Подлинный актер - тот, кто творит, кто способен создать все семь
цветов спектра. Такие художники существуют даже сегодня, как существовали и
раньше. Но в наше время актером обычно бывают лишь внешне.
Как и любой другой человек, актер имеет определенное число основных
поз; другие его позы суть лишь разные их сочетания. Все роли строятся из
поз. Приобрести новые позы при помощи практики невозможно; практика способна
разве что усилить старые. Чем дольше продолжается практика, тем труднее
становится усвоение новых поз, тем меньше для этого возможностей.
Вся напряженность актера - лишь напрасная трата энергии. Если бы этот
материал сберечь и потратить на что-то новое, он оказался бы более полезным.
В том же виде, каков он есть, он тратится на старые вещи.
Кажется, что актер творит; но это не более, как его воображение и
воображение других людей. На самом деле он не в состоянии творить.
В нашей работе профессия актера помочь не может; наоборот, она портит
завтрашний день. Чем скорее человек оставит это занятие, тем лучше для
завтрашнего дня, тем легче начать нечто новое.
Талант можно сделать за двадцать четыре часа; гений действительно
существует, но средний человек не может быть гением, это только слово.
То же самое и во всех. искусствах. Подлинное искусство не может быть
трудом среднего человека, ибо он не в состоянии делать, не может быть 'я'.
Актер не может обладать тем, чем обладает другой человек; он не может
чувствовать так, как чувствует другой человек. Если он играет роль
священника, он должен обладать пониманием и чувствами священника. Но он не в
состоянии обладать ими, если у него нет всего материала священника, всего
того, что священник чувствует и понимает. Так же обстоит дело с любой
профессией; она требует специальных знаний. Художник, не имеющий знания,
только воображает.
У любого человека ассоциации работают определенным образом. Я вижу, что
человек совершает некоторое движение. Это дает мне толчок, и отсюда
возникают ассоциации.