Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

внутри человека до его смерти, оно

продолжает жить и после смерти физического тела. Материя этого астрального

тела своими вибрациями соответствует материи солнечных эманаций и в пределах

Земли и земной атмосферы оказывается теоретически неразрушимой. Тем не

менее, длительность его жизни бывает различной. Оно может жить долгое время;

или же его существование быстро подходит к концу. Это происходит потому,

что, подобно первому телу, второе тело также имеет центры, живет и в своей

жизни получает впечатления. И, поскольку ему не хватает опыта и материала

впечатлений, оно, как новорожденное дитя, должно получить определенное

воспитание; иначе это тело окажется неспособным к существованию. Лишенное

возможности независимого существования, оно, как и физическое тело, скоро

распадется на составные части.

Все существующее подчинено этому же закону, ибо 'как наверху, так и

внизу'. То, что может существовать в одной совокупности условий, не может

существовать в другой их совокупности. Если астральное тело сталкивается с

материей более тонких вибраций, оно распадается.

Итак, на. вопрос: 'Бессмертна ли душа?', в общем, имеется единственный

ответ: 'И да, и нет'. Для более определенного ответа необходимо знать,

какого рода душа имеется в виду и какого рода бессмертие.

Как я сказал, второе тело человека - это душа по отношению к его

физическому телу. И хотя само по себе оно тоже разделяется на три принципа,

взятое как одно целое, это активная сила, положительный принцип в

противоположность пассивному, отрицательному принципу - физическому телу.

Нейтрализующей силой является здесь особый магнетизм, которым обладает не

всякий человек, но без которого второму телу невозможно проявить власть над

первым.

Развитие может продолжаться и далее: человек с двумя телами способен

приобрести после кристаллизации новых субстанций новые свойства. В этом

случае внутри второго тела формируется третье, иногда называемое ментальным.

Здесь третье тело является активным принципом, второе - нейтрализующим, а

первое, физическое, тело - пассивным.

Но и это еще не есть душа в подлинном смысле слова. После смерти

физического тела астральное тоже может умереть, после чего останется лишь

ментальное тело. И хотя это тело в известном смысле бессмертно, оно все

равно рано или поздно может умереть.

Только четвертое тело завершает возможное, если иметь в виду земные

условия существования, развитие человека. Оно бессмертно в пределах

Солнечной системы. Этому телу принадлежит истинная воля. Это и есть

подлинное 'я', душа человека, хозяин. Это активный принцип по отношению ко

всем другим телам, вместе взятым.

Все четыре тела, находящиеся одно внутри другого, могут быть разделены.

После смерти физического тела высшие тела могут оказаться разъединенными.

Перевоплощение - редкое явление; оно возможно или после очень

продолжительного периода времени, или когда физическое тело одного человека

идентично физическому телу другого человека, обладавшего высшими телами.

Астральное тело может перевоплощаться, случайно встретившись с таким

физическим телом; но это происходит только бессознательно. Ментальное же

тело способно сделать выбор.

'Аббатство', 19 января 1923 г.

На все мои вопросы: 'Думал ли кто-нибудь сегодня во время работы о

вчерашней лекции?' я неизменно получаю один ответ: 'Забыли!' А ведь думать

во время работы - это то же самое, что вспоминать себя.

Вспоминать себя невозможно: и люди не вспоминают себя. потому что хотят

жить только умом. Но запас внимания в уме, подобно электрическому заряду

батареи, весьма невелик. Другие части тела тоже не хотят вспоминать.

Может быть, вы помните, как вам говорили, что человек похож на упряжку,

состоящую из ездока, возницы, лошади и повозки. Исключим ездока, не будем о

нем говорить: его сейчас нет. Давайте поговорим о вознице. Наш ум и есть

этот возница.

Ум хочет что-то сделать; он ставит себе задачу: работать по-иному, не

так, как раньше, ставит задачу вспоминать себя. Все наши интересы,

относящиеся к изменению себя, к созданию перемены в себе, принадлежат

вознице; иными словами, это лишь умственные цели.

Что же касается чувства и тела, то эти части ни в малейшей степени не

заинтересованы во вспоминании