себя. Однако главное состоит в том, чтобы
создать перемену не в уме, а именно в этих, не заинтересованных в ней
частях. Ум может измениться очень легко. Но достижение осуществляется не
посредством ума; осуществленное через ум, оно никуда не годится.
Поэтому нужно учить и учиться не посредством ума, а через чувства и
тело. Но у чувств и тела нет языка; они не обладают ни языком, ни
пониманием, которыми обладаем мы. Они не понимают ни русского, ни
английского; лошадь не понимает языка возницы, а повозка не понимает языка
лошади. Если возница скажет по-английски: 'На/ право!', - ничего не
произойдет. Лошадь понимает язык вожжей и свернет направо, только повинуясь
вожжам. Другая лошадь повернет без вожжей, если вы почешете ее в
определенном месте; этому, например, обучены ослы в Персии. То же самое с
повозкой; у нее свое устройство. Если оглобли поворачивают направо, задние
колеса повернут налево. Это потому, что повозка понимает только это движение
и реагирует на него по-своему. Так что вознице необходимо узнать слабые
стороны повозки, ее особенности; только тогда он сможет вести ее в желаемом
направлении. Если же он будет просто сидеть на козлах и командовать на своем
языке: 'Направо! Налево!', упряжка не сдвинется с места, даже если он
прокричит целый год.
Мы представляем собой точную копию такой упряжки. Один ум нельзя
назвать человеком, как нельзя сидящего в трактире возницу назвать возницей,
выполняющим свои функции. Наш ум похож на кучера, который сидит дома или в
трактире и развозит пассажиров только в своих мечтах. Как нереальны его
поездки, так же никуда не приведут и попытки работать с одним умом. В этом
случае мы станем лишь профессионалами, безумцами.
Сила, способная изменить нас, - это не ум, а тело и чувства. К
несчастью, наши тело и чувства устроены таким образом, что ни на йоту не
беспокоятся ни о чем, пока они счастливы. Они живут ради момента: их память
коротка. Один ум живет для завтрашнего дня. Каждый аспект имеет свои
достоинства. Достоинство ума в том, что он глядит вперед. Но только два
других аспекта способны 'делать'.
До сегодняшнего дня большая часть ваших желаний и борьбы была
случайной. Все происходило в уме. Это значит, что желания существуют лишь в
уме, пока в уме случайно возникло желание чего-то достичь, что-то изменить.
Но это произошло только в уме. В вас же самих не произошло еще никаких
изменений. В голове имеется только голая идея; но каждый остается таким,
каким был. Даже если он будет работать умом десять лет, учиться день и ночь,
вспоминать в уме свою цель и бороться, он не достигнет ничего реального. В
уме ничего, менять не надо; изменить надо характер лошади. Желание должно
заключаться в лошади, а способность - в повозке.
Но, как мы уже сказали, трудность заключается в том, что из-за
ошибочного современного воспитания и отсутствия в нас связи между телом,
чувствами и умом, люди в большинстве своем настолько деформированы, что
между одной частью их существа и другими частями нет общего языка. Вот
почему их так трудно связать друг с другом, а еще труднее - заставить свои
отдельные части изменить образ жизни. Поэтому мы обязаны заставить их
общаться, но не посредством языка, данного нам природой. Последнее было бы
легко; при помощи этого языка части нашего существа очень скоро примирились
бы друг с другом, пришли бы к согласию и пониманию, достигли бы желанной
общей цели.
Однако для большинства из нас этот общий язык, о котором я говорю,
безвозвратно утрачен. Единственное, что нам остается, - это устанавливать
связь окольным, 'обманным' путем. Эти непрямые, 'обманные', искусственные
связи оказываются весьма субъективными, поскольку зависят от характера
человека, от формы, принятой его внутренним составом.
И вот сейчас мы должны определить эту субъективность и выдвинуть
программу работы по установлению связи с другими частями нашего существа.
Определить субъективность - нелегко; этого не достичь даже при помощи
глубокого анализа, изучения и проверки наследственности 'вплоть до бабушки'.
Поэтому, с одной стороны, мы продолжим определять субъективность
каждого человека; с другой же - начнем доступную каждому общую работу, а
именно, практические упражнения.