Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

не общаясь с ними. Такой

человек не способен мыслить логически, как мы. Мы обладаем этой способностью

потому, что с детства жили среди людей и имели с ними дело. Подобно

изолированному человеку, другие части нашего существа жили животными

инстинктами. не зная мысли и логики. Из-за этого их способности выродились:

данные им природой качества потускнели и атрофировались. Но ввиду их

изначальной природы эта атрофия не имеет необратимых последствий; есть

возможность вернуть их к жизни в первоначальной форме. Естественно, чтобы

разрушить уже наросшую кору порочных последствий, необходимо как следует

потрудиться. Поэтому вместо того, чтобы начинать новую работу, следует

преодолевать старые грехи.

Например, я желаю вспоминать себя как можно чаще и как можно дольше. Но

мне известно, что очень скоро я забываю стоящую передо мной задачу, потому

что у моего ума очень мало связанных с нею ассоциаций.

Я заметил, что другие ассоциации поглощают ассоциации, связанные со

вспоминанием себя. Наши ассоциации возникают в формирующем аппарате в

результате толчков, которые этот аппарат получает от центров. Каждый толчок

вызывает определенные ассоциации; их сила зависит от производящего их

материала.

Если мыслительный центр производит ассоциации вспоминания себя,

поступающие в него из прочих центров ассоциации со вспоминанием себя не

имеют ничего общего. Они поглощают эти желаемые ассоциации, поскольку

поступают из самых разных мест и оказываются более многочисленными.

И вот я сижу здесь.

Моя проблема заключается в том, чтобы привести другие части своего

существа к точке, где мыслительный центр мог бы вспоминать себя как можно

дольше, не истощая немедленно энергию.

Здесь необходимо указать, что вспоминание себя, каким бы полным и

целостным оно ни было, встречается в двух видах: оно или сознательно, или

механично. Иначе говоря, мы вспоминаем себя сознательно или в силу

ассоциаций. Механическое, т.е. ассоциативное вспоминание себя не может

принести существенной пользы; но в начале практики даже такое ассоциативное

вспоминание имеет огромную ценность. Позднее от него следует отказаться, ибо

оно не дает никаких реальных, конкретных результатов в действиях. Но сначала

оно необходимо.

Существует также и другое, сознательное вспоминание себя, которое не

является механическим.

'Аббатство', 20 января 1923 г.

Вот я сижу здесь. Я совершенно не способен вспоминать себя, не имею об

этом никакого понятия. Но я слышал об этом. Один мой друг доказал мне

сегодня, что вспоминание себя возможно.

Тогда, поразмыслив об этом, я убедился, что, если бы я мог вспоминать

себя достаточно долго, я допускал бы меньше ошибок и совершал бы больше

желательных поступков.

И вот я хочу вспоминать себя; но каждый шорох, каждый человек, каждый

звук отвлекает мое внимание: и я забываю о своем решении.

Передо мной лист бумаги; я намеренно записал на ней свою цель, чтобы

эта бумажка действовала на меня как толчок для вспоминания себя. Но

оказывается, что и бумажка не помогает. Пока мое внимание сосредоточено на

ней, я все помню; а как только внимание отвлекается, я смотрю на бумажку, но

себя не вспоминаю.

Тогда я пытаюсь действовать по-другому. Я повторяю себе: 'Я хочу

вспомнить себя'. Однако и это не помогает: в отдельные моменты я замечаю,

что повторяю эту фразу механически, а мое внимание находится не здесь.

Я пробую всевозможные способы. Например, я сижу и стараюсь связать

некоторые ощущения физического неудобства со вспоминанием себя. У меня болит

мозоль; но это помогает мне лишь на короткое время, а затем тоже начинает

ощущаться чисто механически.

Все же я пробую всевозможные средства - столь велико мое желание

добиться успеха во вспоминании себя.

Чтобы понять, как действовать дальше, мне полезно было бы узнать о тех,

кто думал так же, как я, кто совершал сходные попытки.

Допустим, я еще не пробовал ничего такого; допустим, я всегда старался

действовать непосредственно умом. Я еще не пробовал создавать внутри себя

ассоциации иной природы, ассоциации, которые относятся не только к

мыслительному центру. Я хочу это попробовать; возможно, результаты окажутся

лучше. Может быть, так я быстрее пойму возможность чего-то