не общаясь с ними. Такой
человек не способен мыслить логически, как мы. Мы обладаем этой способностью
потому, что с детства жили среди людей и имели с ними дело. Подобно
изолированному человеку, другие части нашего существа жили животными
инстинктами. не зная мысли и логики. Из-за этого их способности выродились:
данные им природой качества потускнели и атрофировались. Но ввиду их
изначальной природы эта атрофия не имеет необратимых последствий; есть
возможность вернуть их к жизни в первоначальной форме. Естественно, чтобы
разрушить уже наросшую кору порочных последствий, необходимо как следует
потрудиться. Поэтому вместо того, чтобы начинать новую работу, следует
преодолевать старые грехи.
Например, я желаю вспоминать себя как можно чаще и как можно дольше. Но
мне известно, что очень скоро я забываю стоящую передо мной задачу, потому
что у моего ума очень мало связанных с нею ассоциаций.
Я заметил, что другие ассоциации поглощают ассоциации, связанные со
вспоминанием себя. Наши ассоциации возникают в формирующем аппарате в
результате толчков, которые этот аппарат получает от центров. Каждый толчок
вызывает определенные ассоциации; их сила зависит от производящего их
материала.
Если мыслительный центр производит ассоциации вспоминания себя,
поступающие в него из прочих центров ассоциации со вспоминанием себя не
имеют ничего общего. Они поглощают эти желаемые ассоциации, поскольку
поступают из самых разных мест и оказываются более многочисленными.
И вот я сижу здесь.
Моя проблема заключается в том, чтобы привести другие части своего
существа к точке, где мыслительный центр мог бы вспоминать себя как можно
дольше, не истощая немедленно энергию.
Здесь необходимо указать, что вспоминание себя, каким бы полным и
целостным оно ни было, встречается в двух видах: оно или сознательно, или
механично. Иначе говоря, мы вспоминаем себя сознательно или в силу
ассоциаций. Механическое, т.е. ассоциативное вспоминание себя не может
принести существенной пользы; но в начале практики даже такое ассоциативное
вспоминание имеет огромную ценность. Позднее от него следует отказаться, ибо
оно не дает никаких реальных, конкретных результатов в действиях. Но сначала
оно необходимо.
Существует также и другое, сознательное вспоминание себя, которое не
является механическим.
'Аббатство', 20 января 1923 г.
Вот я сижу здесь. Я совершенно не способен вспоминать себя, не имею об
этом никакого понятия. Но я слышал об этом. Один мой друг доказал мне
сегодня, что вспоминание себя возможно.
Тогда, поразмыслив об этом, я убедился, что, если бы я мог вспоминать
себя достаточно долго, я допускал бы меньше ошибок и совершал бы больше
желательных поступков.
И вот я хочу вспоминать себя; но каждый шорох, каждый человек, каждый
звук отвлекает мое внимание: и я забываю о своем решении.
Передо мной лист бумаги; я намеренно записал на ней свою цель, чтобы
эта бумажка действовала на меня как толчок для вспоминания себя. Но
оказывается, что и бумажка не помогает. Пока мое внимание сосредоточено на
ней, я все помню; а как только внимание отвлекается, я смотрю на бумажку, но
себя не вспоминаю.
Тогда я пытаюсь действовать по-другому. Я повторяю себе: 'Я хочу
вспомнить себя'. Однако и это не помогает: в отдельные моменты я замечаю,
что повторяю эту фразу механически, а мое внимание находится не здесь.
Я пробую всевозможные способы. Например, я сижу и стараюсь связать
некоторые ощущения физического неудобства со вспоминанием себя. У меня болит
мозоль; но это помогает мне лишь на короткое время, а затем тоже начинает
ощущаться чисто механически.
Все же я пробую всевозможные средства - столь велико мое желание
добиться успеха во вспоминании себя.
Чтобы понять, как действовать дальше, мне полезно было бы узнать о тех,
кто думал так же, как я, кто совершал сходные попытки.
Допустим, я еще не пробовал ничего такого; допустим, я всегда старался
действовать непосредственно умом. Я еще не пробовал создавать внутри себя
ассоциации иной природы, ассоциации, которые относятся не только к
мыслительному центру. Я хочу это попробовать; возможно, результаты окажутся
лучше. Может быть, так я быстрее пойму возможность чего-то