другого.
Я хочу вспоминать - в данный момент я вспоминаю.
Я вспоминаю умом. Я спрашиваю себя: вспоминаю ли я также и ощущениями?
И обнаруживаю, что фактически не помню себя при помощи ощущений.
В чем же заключается различие между ощущением и чувством?
Всем ли понятен мой вопрос?
Например, я сижу здесь. Вследствие непривычной позы мои мускулы
необычно напряжены. Как правило, я не ощущаю своих мускулов в привычной,
установленной позе. Как и у любого человека, у меня есть ограниченное число
поз. Но сейчас я принял новую, необычную. Я ощущаю свое тело, если не все
целиком, то, по крайней мере, некоторые его части, его теплоту, движение в
нем крови. Когда я сижу, я чувствую позади себя горячую печь. Поскольку
позади чувствуется тепло, а спереди холод, существует разница в переживаемых
температурах воздуха: поэтому я не перестаю ощущать себя благодаря этому
внешнему контрасту разных слоев воздуха.
Вчера вечером я поужинал кроликом. Кролик и приправа были очень
вкусными, и поэтому я съел слишком много. Я ощущаю свой желудок; дыхание
необычно тяжело. Я ощущаю себя все время.
Только что я вместе с А. готовил особое блюдо и поставил его в печь.
Когда я готовил еду, я вспомнил свою мать и некоторые моменты, связанные с
ней. Эти воспоминания пробудили во мне особое чувство. Я чувствую эти
моменты, и это чувство не покидает меня.
Вот я смотрю на лампу. Когда в доме обучения еще не было освещения, я
решил, что мне нужно как раз такое освещение. Я составил план того; что
требуется для устройства подобного освещения. План был осуществлен, и вот
его результат. Когда включили свет, и я его увидел, я почувствовал
удовлетворенность; возникшее тогда чувство продолжается - я чувствую
самоудовлетворенность.
Минуту назад я шел из турецкой бани. Было темно, я не видел ничего
перед собой - и ударился о дерево. По ассоциации я вспомнил, как однажды шел
в такой же темноте и столкнулся с каким-то человеком. Я ощутил всю тяжесть
удара в грудь, не удержался и ударил налетевшего на меня незнакомца.
Впоследствии выяснилось, что он не виноват; однако я ударил его так сильно,
что выбил у него несколько зубов. В тот момент я не подумал, что человек,
налетевший на меня, может не быть виновным; но, успокоившись, понял это; и
позже, встретив на улице этого человека с изуродованным лицом, я
почувствовал большое сожаление, так что и теперь, вспоминая о нем, я
чувствую те же самые угрызения совести. И сейчас, когда я ушибся о дерево,
во мне вновь ожило это чувство. Я опять увидел перед собой его доброе лицо,
покрытое синяками.
Итак, я привел вам примеры шести разных внутренних состояний. Три из
них относятся к двигательному центру, три - к эмоциональному. На обычном
языке все шесть называют чувствами, однако при правильной классификации те
состояния, которые по своей природе связаны с двигательным центром, следует
называть ощущениями, а те, чья природа связана с эмоциональными элементами,
с эмоциональным центром, - чувствами. Существуют тысячи разных ощущений,
которые обычно называют чувствами. Но все они различны, их материал
различен, различны действия, различны причины.
При более пристальном рассмотрении мы можем установить их природу и
дать им соответствующие наименования. Зачастую они настолько различны по
своей природе, что не имеют между собой ничего общего. Некоторые возникают в
одном месте, некоторые - в другом. У одних людей отсутствует одно место
происхождения (т.е. данный род ощущений), у других может не оказаться
другого. А есть люди, у которых все виды ощущений могут оказаться налицо.
Придет время, когда мы попытаемся искусственно отключить один, два и
более из них, чтобы узнать их истинную природу. А в настоящее время нам
необходимо иметь идею двух разных переживаний, одно из которых мы назовем
'чувством', а другое - 'ощущением'. 'Чувством' мы называем состояние, местом
возникновения которого будет эмоциональный центр; а ощущением - те чувства,
место возникновения которых находится в двигательном центре. Теперь,
конечно, каждый должен понять эту разницу и рассматривать свои ощущения и
чувства, изучая те или иные различия между ними.
Для первоначальных упражнений вспоминания себя необходимо участие всех
трех центров; мы