Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

Обычным человеком управляет то его ум, то чувство, то тело. Очень

часто он повинуется приказаниям, исходящим из автоматического аппарата; в

тысячу раз чаще его поведение направляется половым центром.

Подлинная свободная воля может существовать только тогда, когда одно Я

всегда направляет поведение, когда у человека есть хозяин, управляющий всей

упряжкой. Обычный человек не имеет хозяина; его повозка постоянно меняет

ездоков, и каждый из них называет себя 'я'.

Тем не менее, свободная воля - это реальность: она действительно

существует. Но мы, каковы мы есть, не можем ее иметь. Свободную волю

способен иметь подлинный человек.

Вопрос: Значит, людей, имеющих свободную волю, нет?

Ответ: Я говорю о большинстве людей. Те, кто имеет волю, имеют ее. Во

всяком случае, свободная воля - это неординарное явление. Ее нельзя

вымолить, нельзя купить в лавке.

Вопрос: Каково отношение вашего учения к морали?

Ответ: Мораль может быть субъективной и объективной. Объективная мораль

- одна и та же по всей Земле; субъективная мораль повсюду различна, и каждый

определяет ее по-своему. То, что хорошо для одного, плохо для другого и

наоборот. Мораль - палка о двух концах, ее можно повернуть и так, и этак.

С того времени, как человек начал жить на Земле, со времен Адама, с

помощью Бога, природы и всего нашего окружения в нас постепенно

сформировался особый орган, функцией которого является совесть. Каждый

человек имеет этот орган; и тот, кто руководствуется совестью, автоматически

ведет себя согласно Заповедям. Если бы наша совесть была открытой и чистой,

не было бы необходимости говорить о морали. Тогда каждый человек,

сознательно или бессознательно, вел бы себя в соответствии с повелениями

этого голоса.

Совесть не является палкой о двух концах. Это вполне определенное,

сформировавшееся в нас в течение столетий, понимание того, что хорошо и что

плохо. К несчастью, по многим причинам этот орган обычно покрыт своего рода

коркой.

Вопрос: Кто способен разрушить эту корку?

Ответ: Только интенсивное страдание или удар пробивают эту корку, и

тогда говорит совесть; но через некоторое время человек успокаивается, и

орган снова закрывается. Для того чтобы он раскрылся, необходим сильный

удар.

Например, у человека умирает мать, и в нем инстинктивно начинает

говорить совесть. Любить свою мать, почитать ее, заботиться о ней - это долг

каждого человека; но человек редко бывает хорошим сыном. Когда его мать

умирает, он вспоминает, как плохо относился к ней, - и начинает страдать от

угрызений совести. Но человек - большая свинья. Очень скоро он все забывает

и опять живет по-старому.

Тот, кто не имеет совести, не может быть моральным человеком. Я могу

знать, что мне не следует делать того-то, но из-за своей слабости не

удержусь от вредного поступка. Например, я знаю, что кофе для меня вреден;

это сказал мне доктор. Но когда мне хочется выпить кофе, я помню только о

кофе; и только тогда, когда мне не хочется кофе, я соглашусь с доктором и не

пью. Когда я наполнен кофе, я могу до известной степени быть моральным.

Постарайтесь забыть о морали. Разговоры о морали были бы сейчас пустой

болтовней.

Ваша цель - внутренняя мораль. Ваша цель - быть христианами. Но для

этого вы должны уметь делать; а вы этого не можете. Когда вы научитесь

делать, вы станете христианами. Но, повторяю, внешняя мораль всюду различна.

Один человек должен вести себя как все остальные; как говорит пословица,

когда будешь в Риме, веди себя подобно римлянину. Такова внешняя мораль.

Для внутренней морали человек должен уметь делать, а для этого он

должен иметь 'я'. Первое, что необходимо, - это отличать внутреннее от

внешнего - как раз так, как я говорил о внимательности внутренней и внешней.

Вот, например, я сижу здесь. Хотя я привык сидеть со скрещенными под

собой ногами, я считаюсь со мнением присутствующих, с их привычками и сижу

так, как сидят они, опустив ноги вниз.

Вот кто-то бросает на меня неодобрительный взгляд. Это немедленно

создает в моих чувствах соответствующие ассоциации, и я обеспокоен. Я

слишком слаб, чтобы воздержаться от реагирования, от мнительности.

Или, например, хотя я знаю, что кофе мне вреден, я знаю также, что если

не выпью кофе,