Обычным человеком управляет то его ум, то чувство, то тело. Очень
часто он повинуется приказаниям, исходящим из автоматического аппарата; в
тысячу раз чаще его поведение направляется половым центром.
Подлинная свободная воля может существовать только тогда, когда одно Я
всегда направляет поведение, когда у человека есть хозяин, управляющий всей
упряжкой. Обычный человек не имеет хозяина; его повозка постоянно меняет
ездоков, и каждый из них называет себя 'я'.
Тем не менее, свободная воля - это реальность: она действительно
существует. Но мы, каковы мы есть, не можем ее иметь. Свободную волю
способен иметь подлинный человек.
Вопрос: Значит, людей, имеющих свободную волю, нет?
Ответ: Я говорю о большинстве людей. Те, кто имеет волю, имеют ее. Во
всяком случае, свободная воля - это неординарное явление. Ее нельзя
вымолить, нельзя купить в лавке.
Вопрос: Каково отношение вашего учения к морали?
Ответ: Мораль может быть субъективной и объективной. Объективная мораль
- одна и та же по всей Земле; субъективная мораль повсюду различна, и каждый
определяет ее по-своему. То, что хорошо для одного, плохо для другого и
наоборот. Мораль - палка о двух концах, ее можно повернуть и так, и этак.
С того времени, как человек начал жить на Земле, со времен Адама, с
помощью Бога, природы и всего нашего окружения в нас постепенно
сформировался особый орган, функцией которого является совесть. Каждый
человек имеет этот орган; и тот, кто руководствуется совестью, автоматически
ведет себя согласно Заповедям. Если бы наша совесть была открытой и чистой,
не было бы необходимости говорить о морали. Тогда каждый человек,
сознательно или бессознательно, вел бы себя в соответствии с повелениями
этого голоса.
Совесть не является палкой о двух концах. Это вполне определенное,
сформировавшееся в нас в течение столетий, понимание того, что хорошо и что
плохо. К несчастью, по многим причинам этот орган обычно покрыт своего рода
коркой.
Вопрос: Кто способен разрушить эту корку?
Ответ: Только интенсивное страдание или удар пробивают эту корку, и
тогда говорит совесть; но через некоторое время человек успокаивается, и
орган снова закрывается. Для того чтобы он раскрылся, необходим сильный
удар.
Например, у человека умирает мать, и в нем инстинктивно начинает
говорить совесть. Любить свою мать, почитать ее, заботиться о ней - это долг
каждого человека; но человек редко бывает хорошим сыном. Когда его мать
умирает, он вспоминает, как плохо относился к ней, - и начинает страдать от
угрызений совести. Но человек - большая свинья. Очень скоро он все забывает
и опять живет по-старому.
Тот, кто не имеет совести, не может быть моральным человеком. Я могу
знать, что мне не следует делать того-то, но из-за своей слабости не
удержусь от вредного поступка. Например, я знаю, что кофе для меня вреден;
это сказал мне доктор. Но когда мне хочется выпить кофе, я помню только о
кофе; и только тогда, когда мне не хочется кофе, я соглашусь с доктором и не
пью. Когда я наполнен кофе, я могу до известной степени быть моральным.
Постарайтесь забыть о морали. Разговоры о морали были бы сейчас пустой
болтовней.
Ваша цель - внутренняя мораль. Ваша цель - быть христианами. Но для
этого вы должны уметь делать; а вы этого не можете. Когда вы научитесь
делать, вы станете христианами. Но, повторяю, внешняя мораль всюду различна.
Один человек должен вести себя как все остальные; как говорит пословица,
когда будешь в Риме, веди себя подобно римлянину. Такова внешняя мораль.
Для внутренней морали человек должен уметь делать, а для этого он
должен иметь 'я'. Первое, что необходимо, - это отличать внутреннее от
внешнего - как раз так, как я говорил о внимательности внутренней и внешней.
Вот, например, я сижу здесь. Хотя я привык сидеть со скрещенными под
собой ногами, я считаюсь со мнением присутствующих, с их привычками и сижу
так, как сидят они, опустив ноги вниз.
Вот кто-то бросает на меня неодобрительный взгляд. Это немедленно
создает в моих чувствах соответствующие ассоциации, и я обеспокоен. Я
слишком слаб, чтобы воздержаться от реагирования, от мнительности.
Или, например, хотя я знаю, что кофе мне вреден, я знаю также, что если
не выпью кофе,