они ничего не смогут
сделать. Повторяю, сделать нечто можно только в определенные моменты,
которые я только что назвал 'перекрестками' и которые в октава мы называем
'интервалами' - 'ми-фа' и 'си-до'.
'Конечно, существует много людей, которые считают, что человечество
идет не по тому пути, по которому оно, на их взгляд, должно идти. И вот они
изобретают разные теории. которые, по их мнению, должны изменить всю жизнь
человечества. Один придумывает одну теорию, другой немедленно изобретает
противоположную, - и оба ждут, что все им поверят. Многие действительно
верят первой или второй теории. А жизнь, естественно, идет своим путем,
однако люди не перестают верить своим и чужим теориям, убежденные, что можно
что-то сделать. Все эти теории, разумеется, совершенно фантастичны, в
основном, потому, что не принимают в расчет главного, а именно той
подчиненной роли, которую играют в мировом процессе человечество и
органическая жизнь. Интеллектуальные теории ставят человека в центр
мироздания, для человека существуют и Солнце, и звезды, и Луна, и Земля. Они
забывают даже об относительных размерах человека, о его ничтожестве, о его
преходящем существовании и обо всем прочем. Они уверяют, что человек при
желании способен изменить всю свою жизнь, т.е. организовать ее на
рациональных началах. Той дело появляются новые и новые теории, вызывая в то
же время противоположные. Все эти теории и борьба между ними, несомненно, и
есть одна из тех сил, которые удерживают человечество в его нынешнем
положении. К тому же распространенные ныне теории всеобщего благосостояния и
всеобщего равенства не только неосуществимы, но. и сам процесс их
осуществления оказался бы роковым. Все в природе имеет свою цель и задачу -
как страдания людей, так и их неравенство. Уничтожение неравенства
уничтожило бы саму возможность эволюции; уничтожение страданий означало бы,
во-первых, уничтожение целого множества восприятий, для которых существует
человек, во-вторых, уничтожение 'толчка', т.е. силы, которая одна лишь и
способна изменить положение. И так обстоит дело со всеми рациональными
теориями.
'Процесс эволюции, той эволюции, которая возможна для человечества в
целом, совершенно аналогичен процессу эволюции, возможной для-
индивидуального человека. И начинается она с того же, а именно: некоторая
группа клеток постепенно становится сознательной, а затем привлекает к себе
другие клетки, подчиняет их и мало-помалу заставляет весь организм служить
своим целям, а не просто еде, питью и сну. Вот это и есть эволюциями другой
эволюции не бывает. В человечестве, как и в отдельном человеке, все
начинается с формирования сознательного ядра. Все механические силы жизни
сопротивляются формированию этого сознательного ядра в человеке, подобно
тому как в человеке все механические привычки, вкусы и слабости сражаются
против сознательного вспоминания себя.'
- Можно ли сказать, что существует сознательная сила, которая борется с
эволюцией человечества? - спросил я.
- С известной точки зрения, можно, - ответил Гурджиев.
Я привожу эти слова из-за их кажущегося противоречия с тем, что
Гурджиев говорил раньше: что в мире существуют лишь две противоборствующие
силы - 'сознательность' и 'механичность'.
- Откуда происходит эта сила? - спросил я.
- Объяснение потребовало бы много времени, и в настоящее время это не
имеет для нас практического значения, сказал Гурджиев. - Есть два процесса,
которые иногда называют 'эволюционным' и 'инволюционным'. Различие между
ними следующее: инволюционный процесс начинается сознательно в Абсолютном:
но уже на следующей ступени становится механичным, и по мере его развития
механичность возрастает. Эволюционный же процесс начинается полусознательно:
однако по мере развития становится все более и более сознательным. Но в
некоторые моменты инволюционного процесса могут возникнуть сознание и
сознательность, противодействующие процессу эволюции. Откуда берется это
сознание? Конечно, из эволюционного процесса. Эволюционный процесс должен
протекать без помех. Любая остановка вызывает отрыв от основного процесса.
Такие отдельные обрывки сознания, которые остановились в своем развитии,
могут объединяться и, во всяком случае, некоторое время жить и бороться