Петр Демьянович Успенский

В поисках чудесного. Фрагменты неизвестного учения 3

они ничего не смогут

сделать. Повторяю, сделать нечто можно только в определенные моменты,

которые я только что назвал 'перекрестками' и которые в октава мы называем

'интервалами' - 'ми-фа' и 'си-до'.

'Конечно, существует много людей, которые считают, что человечество

идет не по тому пути, по которому оно, на их взгляд, должно идти. И вот они

изобретают разные теории. которые, по их мнению, должны изменить всю жизнь

человечества. Один придумывает одну теорию, другой немедленно изобретает

противоположную, - и оба ждут, что все им поверят. Многие действительно

верят первой или второй теории. А жизнь, естественно, идет своим путем,

однако люди не перестают верить своим и чужим теориям, убежденные, что можно

что-то сделать. Все эти теории, разумеется, совершенно фантастичны, в

основном, потому, что не принимают в расчет главного, а именно той

подчиненной роли, которую играют в мировом процессе человечество и

органическая жизнь. Интеллектуальные теории ставят человека в центр

мироздания, для человека существуют и Солнце, и звезды, и Луна, и Земля. Они

забывают даже об относительных размерах человека, о его ничтожестве, о его

преходящем существовании и обо всем прочем. Они уверяют, что человек при

желании способен изменить всю свою жизнь, т.е. организовать ее на

рациональных началах. Той дело появляются новые и новые теории, вызывая в то

же время противоположные. Все эти теории и борьба между ними, несомненно, и

есть одна из тех сил, которые удерживают человечество в его нынешнем

положении. К тому же распространенные ныне теории всеобщего благосостояния и

всеобщего равенства не только неосуществимы, но. и сам процесс их

осуществления оказался бы роковым. Все в природе имеет свою цель и задачу -

как страдания людей, так и их неравенство. Уничтожение неравенства

уничтожило бы саму возможность эволюции; уничтожение страданий означало бы,

во-первых, уничтожение целого множества восприятий, для которых существует

человек, во-вторых, уничтожение 'толчка', т.е. силы, которая одна лишь и

способна изменить положение. И так обстоит дело со всеми рациональными

теориями.

'Процесс эволюции, той эволюции, которая возможна для человечества в

целом, совершенно аналогичен процессу эволюции, возможной для-

индивидуального человека. И начинается она с того же, а именно: некоторая

группа клеток постепенно становится сознательной, а затем привлекает к себе

другие клетки, подчиняет их и мало-помалу заставляет весь организм служить

своим целям, а не просто еде, питью и сну. Вот это и есть эволюциями другой

эволюции не бывает. В человечестве, как и в отдельном человеке, все

начинается с формирования сознательного ядра. Все механические силы жизни

сопротивляются формированию этого сознательного ядра в человеке, подобно

тому как в человеке все механические привычки, вкусы и слабости сражаются

против сознательного вспоминания себя.'

- Можно ли сказать, что существует сознательная сила, которая борется с

эволюцией человечества? - спросил я.

- С известной точки зрения, можно, - ответил Гурджиев.

Я привожу эти слова из-за их кажущегося противоречия с тем, что

Гурджиев говорил раньше: что в мире существуют лишь две противоборствующие

силы - 'сознательность' и 'механичность'.

- Откуда происходит эта сила? - спросил я.

- Объяснение потребовало бы много времени, и в настоящее время это не

имеет для нас практического значения, сказал Гурджиев. - Есть два процесса,

которые иногда называют 'эволюционным' и 'инволюционным'. Различие между

ними следующее: инволюционный процесс начинается сознательно в Абсолютном:

но уже на следующей ступени становится механичным, и по мере его развития

механичность возрастает. Эволюционный же процесс начинается полусознательно:

однако по мере развития становится все более и более сознательным. Но в

некоторые моменты инволюционного процесса могут возникнуть сознание и

сознательность, противодействующие процессу эволюции. Откуда берется это

сознание? Конечно, из эволюционного процесса. Эволюционный процесс должен

протекать без помех. Любая остановка вызывает отрыв от основного процесса.

Такие отдельные обрывки сознания, которые остановились в своем развитии,

могут объединяться и, во всяком случае, некоторое время жить и бороться