может быть и внутренней, - как могут существовать внутренняя проказа и внутренняя смерть, которые гораздо хуже внешних.
Это подводит нас к вопросу о 'чудесах'. Все 'чудеса' - исцеление слепых, очищение прокажЈнных, изгнание бесов, воскрешение мЈртвых - всЈ это можно объяснить двояко, если правильно понимать евангельскую терминологию: как внешние, физические чудеса или как чудеса внутренние (как, например, исцеление от внутренней слепоты, внутреннее очищение, внутреннее воскрешение).
СлепорождЈнный, которого исцеляет Иисус, возражая фарисеям, а также саддукеям, пытающимся убедить его, что, с их точки зрения, Иисус не имеет права исцелять его, произносит замечательные слова:
Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу (Иоанн, IX, 24-25).
Идея внутреннего чуда и внутренней убеждЈнности в чудесном очень тесно связана с утверждением Христа о значении Царства Небесного в следующем отрывке:
Быв же спрошен фарисеями, когда придЈт Царствие Божие, отвечал им: не придЈт Царствие Божие приметным образом.
И не скажут: 'вот, оно здесь', или: 'вот, там'. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лука, XVII, 20, 21).
ВсЈ, сказанное до сих пор, все цитированные места относятся к одной линии мысли, пронизывающей всЈ евангельское учение, а именно: к линии развития идеи о значении эзотеризма, или Царства Небесного.
Другая линия, также проходящая через тексты Евангелий, рассматривает методы оккультной работы, или работы школы. Прежде всего, она указывает на значение оккультной работы в еЈ отношении к жизни.
Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков (Матф. IV, 19).
Эти слова показывают, что человек, вступивший на путь эзотеризма, должен знать, что ему придЈтся работать на эзотеризм, работать в весьма определЈнном смысле, т.е. находить людей, годных для эзотерической работы, готовить их к ней. Люди не рождаются во 'внутреннем круге'. Внутренний круг питается за счЈт внешнего круга. Но лишь немногие из людей внешнего круга пригодны для эзотеризма. Поэтому работа по подготовке людей ко вступлению во внутренний круг, работа 'ловцов человеков' является важной частью эзотерической работы.
Эти слова - 'идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков' - подобно многим другим, конечно, относятся не ко всем людям.
И они тотчас, оставивши лодку и отца своего, последовали за Ним (Матф. IV, 22).
Далее, обращаясь опять-таки к ученикам и разъясняя им смысл эзотеризма, роль и место людей, принадлежащих к эзотерическому кругу, Иисус говорит:
Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь еЈ солЈною? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить еЈ вон на попрание людям.
Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
И зажегши свечу, не ставят еЈ под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Матф. V, 13-16).
После чего он объясняет требования, которые ставит перед теми, кто приближается к эзотеризму:
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдЈт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдЈте в Царство Небесное (Матф. V, 20).
В обычных толкованиях Евангелий эти слова, которые указывают на вторую линию и относятся только к ученикам, понимаются так же ошибочно, как и места, которые отражают первую линию, относящуюся к Царству Небесному, т.е. к эзотеризму. ВсЈ, что содержится в первой линии мысли, при обычном истолковании Евангелий относят к будущей жизни. ВсЈ же, содержащееся во второй линии мысли, принимают за моральное учение, относящееся ко всем людям вообще, тогда как на деле перед нами лишь правила для учеников.
К ученикам относится и то, что говорится о бдительности, т.е. о постоянном внимании и наблюдательности, которые от них требуются.
Впервые мы встречаем эту идею в притче о десяти девах:
Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху;
Из них пять было мудрых и пять неразумных;
Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою масла;
Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих;
И как жених замедлил, то задремали все и уснули.
Но в полночь раздался крик: 'вот, жених идЈт, выходите навстречу ему!'
Тогда встали все девы те и поправили светильники свои.
Неразумные же сказали мудрым: 'дайте нам вашего масла, потому что светильники