смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе (Марк, IX, 1)
И в Евангелии св. Луки:
Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие (Лука, IX, 27)
Эти места понимались в смысле близости Второго пришествия. Но, в таком случае, всЈ их значение, естественно, терялось со смертью учеников Иисуса. С точки же зрения эзотерического понимания, эти места и в наше время сохранили тот смысл, который они имели во времена Христа.
Новый Завет - это введение в скрытое знание, в тайную мудрость. Существует несколько линий мысли, которое можно проследить в нЈм с полной ясностью. ВсЈ, что будет говориться далее, относится к двум главным линиям.
Одна из них выдвигает принцип Царства Небесного, или эзотерического круга и его знания; эта линия подчЈркивает трудность и исключительность понимания истины. Другая же показывает, что должны сделать люди, чтобы приблизиться к истине, и чего им не следует делать; иными словами, что может им помочь и что - помешать. Здесь указаны методы и правила изучения и работы над собой - правила оккультной школы.
К первой линии относятся изречения Нового Завета о том, что приближение к истине требует исключительных усилий и исключительных условий, что к истине могут подойти лишь немногие. Ни одна фраза не повторяется в Новом Завете чаще, чем изречение, что только имеющие уши могут услышать. Эти слова повторены девять раз в Евангелиях и восемь раз в Откровении св. Иоанна - всего семнадцать раз.
Идея о том, что необходимо знать, как следует слышать и видеть, как быть способным услышать и увидеть, идея о том, что на это способен далеко не каждый, выступает на первый план и в следующих местах:
Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: 'слухом услышите, и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите;
Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.'
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;
Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали' (Матф.XIII, 13-17)
Так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи' (Марк, IV, 12)
Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? (Марк, VIII, 18)
Он сказал: вам дано знать тайны Царства Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют (Лука, VIII, 10)
Почему вы не понимаете речи Мои? потому что не можете слышать слова Моего...
Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога (Иоанн, XVI, 12)
Все эти отрывки относятся к первой линии, объясняющей смысл Царства Небесного как принадлежащего немногим, т.е. к идее внутреннего круга человечества, к идее эзотеризма.
Вторая линия относится к ученикам.
Ошибка обычных церковных объяснений состоит в том, что относящееся к 'эзотеризму' они относят к будущей жизни, а относящееся к 'ученикам' - ко всем людям.
Необходимо далее отметить, что обе эти линии в Евангелиях смешиваются. Зачастую одно и то же место относится к разным линиям. Нередко, напротив, разные отрывки или отрывки, сформулированные по-разному, выражают одну идею или относятся к одной и той же линии. Иногда места, следующие одно за другим и, по-видимому, вытекающие одно из другого, на деле относятся к разным линиям.
Например, встречаются такие выражения, как фраза 'будьте как дети', которые имеют сразу десятки разных значений. Наш ум отказывается постичь их и понять. Даже если нам объяснят все эти разнообразные значения, и мы их запишем, а потом, придя к известному пониманию, прочтЈм свои записи, сделанные в разное время, они покажутся нам холодными и пустыми, лишЈнными смысла, ибо ум наш не способен одновременно схватить более двух-трЈх значений одной идеи.
К тому же в Новом Завете есть много слов, смысл которых нам по-настоящему не ясен; таковы, например, слова 'вера', 'милость', 'искупление', 'жертва', 'молитва', 'милостыня', 'слепота', 'нищета', 'богатство', 'жизнь', 'смерть', 'рождение' и многие другие.
Если бы нам удалось понять скрытый смысл этих слов и выражений, тогда общее содержание книги сразу стало бы ясным и понятным - и нередко совершенно противоположным общепринятому.
В последующем изложении я буду рассматривать