и практическую.
Теоретическая часть в связном и цельном виде, не углубляясь в ненужные детали, излагает основные принципы и общие положения данного предмета.
Практическая часть учит способам и приЈмам наилучшей подготовки к желаемой деятельности, методам и средствам развития скрытых сил и способностей.
Здесь необходимо заметить, что даже теоретическую часть нельзя по-настоящему узнать из книг. Книги, в лучшем случае, могут служить конспектами для повторения и запоминания, тогда как для изучения идей йоги необходимы прямые устные поучения, объяснения учителя.
Что касается практической стороны, то лишь небольшая еЈ часть может быть изложена письменна. Поэтому, хотя и есть книги, пытающиеся объяснить практические методы йоги, эти книги не могут служить учебниками для практической и самостоятельной работы.
В общем, говоря о йоге, необходимо указать, что отношение между еЈ практической и теоретической частями подобны отношению между теоретическими и практическими сторонами в искусстве. Существует, например, теория живописи, но еЈ изучение не научит человека писать картины. Есть и теория музыки, однако изучение этой теории не сделает человека способным играть на каком-нибудь музыкальном инструменте.
В практике искусства, как и в практике йоги, есть нечто такое, чего нет и не может быть в теории. Практика не строится в соответствии с теорией, наоборот, теория вырастает из практики.
'Наука йоги' долгое время сохранялась в Индии в тайне; те методы, которые почти чудесным образом увеличивают силу человека, были привилегией учЈных брахманов самой высокой касты или подвижников и отшельников, совершенно отрЈкшихся от мира. В индийских храмах существовали школы, где ученики - челы, прошедшие долгий путь испытаний и подготовительного обучения, посвящались в науку йоги особыми учителями - гуру. Европейцы не могли получить никаких сведений о йоге, и всЈ, что обычно рассказывали об этом путешественники, носило совершенно фантастический характер.
Первые достоверные сведения о йоге начали появляться только во второй половине XIX столетия, хотя в мистических обществах многие методы йоги были известны гораздо раньше.
Но европейцы, очень много заимствуя у йогинов, всЈ-таки не могли понять и охватить всего смысла 'науки йоги' в ЈЈ совокупности.
В действительности, йога - это ключ ко всей древней мудрости Востока.
Древние книги Индии, полные глубокой мудрости, до сих пор непонятны западным учЈным. Это объясняется тем, что все они писались йогинами, т.е. людьми, обладавшими силами и способностями, которые превышают силы и способности обычного человека.
Но силы, которые даЈт йога, не ограничиваются способностью понимания. Йога бесконечно увеличивает силы человека, во-первых, в борьбе с жизнью, т.е. со всеми физическими условиями, в которых человек родится и которые враждебны ему; во-вторых, в борьбе с природой, всегда стремящейся использовать человека для своих целей; и в третьих, в борьбе с иллюзиями его собственного сознания, которое, находясь в зависимости от ограниченного психического аппарата, создаЈт бесконечное множество миражей и обманов. Йога помогает человеку бороться с обманов слов, ясно показывая ему, что мысль, выраженная словами, не может быть истинной, что в словах истины нет, что, в лучшем случае, они могут лишь намекнуть на истину, показать еЈ на мгновение и тут же скрыть. Йога учит, как находить истину, скрытую в вещах, в делах людей, в писаниях великих мудрецов всех времЈн и народов.
Йога распадается на пять отделов:
Раджа-йога, или йога развития сознания;
Джняна-йога, или йога знания;
Карма-йога, или йога правильных действий;
Хатха-йога, или йога власти над телом;
Бхакти-йога, или йога правильного религиозного действия.
Пять йог - это пять путей, ведущих к одной цели - совершенству, к переходу на высшие ступени познания и жизни.
Деление на пять йог зависит от деления людей на типы, от способностей людей, их подготовки и т.п. Один человек может начать с созерцания, с изучения своего 'я'; другому необходимо объективное изучение природы; третий должен прежде всего понять правила поведения в повседневной жизни; четвЈртый более всего нуждается в приобретении контроля над физическим телом; пятому необходимо 'научиться молиться', понять свои религиозные чувства и уметь управлять ими.
Йога учит тому, как делать правильно всЈ, что делает человек. Только изучив йогу, человек обнаруживает, до какой степени неправильно действовал он во всех случаях прежде, сколько сил тратил напрасно, добиваясь ничтожных результатов при огромной затрате