моего размера, тогда и размеры моего мира тоже могут меняться.
Но в каком отношении?
Правильный ответ на этот вопрос сразу же выведет нас на верный путь.
Чем меньше будет 'тело отсчЈта', или 'система отсчЈта', тем меньшим окажется мир. Пространство пропорционально размерам тела отсчЈта, и все меры пространства пропорциональны мерам 'эталона'. То же самое, однако, справедливо и по отношению к самому пространству. ВозьмЈм электрон на Солнце в его отношении к видимому пространству и к Земле. Для электрона всЈ видимое пространство будет (конечно, приблизительно) сферой диаметром в километр; расстояние от Солнца до Земли составит несколько сантиметров, а сама Земля окажется почти 'материальной точкой'. Луч света с Солнца достигает Земли (для электрона) мгновенно. Этим объясняется, почему мы никогда не можем перехватить луч света на полпути.
Если же вместо электрона мы возьмЈм Землю, для Земли расстояние окажется гораздо больше, чем для нас. Все расстояния будут больше во столько же раз, во сколько Земля больше человеческого тела. Так обязательно бывает потому, что иначе Земля не могла бы ощутить себя трЈхмерным телом, каким мы еЈ знаем, а была бы для себя неким непостижимым шестимерным континуумом. Но такое самоощущение противоречило бы верно понятому принципу единства законов. Причина здесь в том, что, если бы Земля оказалась для себя шестимерным континуумом, тогда и нам пришлось бы стать для себя шестимерными континуумами; а поскольку мы являемся для себя трЈхмерными телами, Земля тоже должна быть для себя трЈхмерным телом. Впрочем, невозможно с уверенностью утверждать, что понятия Земли о самой себе должны непременно совпадать с нашими представлениями о себе.
Если мы теперь попробуем вообразить, каким должно быть пространство, занимаемое земными объектами, с одной стороны, для электрона, а с другой - для Земли, мы придЈм к очень странному и, на первый взгляд, парадоксальному выводу. Окружающие нас предметы - столы, сиулья, вещи повседневного обихода и т.п. - не могут существовать для Земли, ибо они для неЈ слишком малы. В мире планет невозможно представить себе стул. Невозможно и помыслить об индивидуальном человеке в отношении к Земле, потому что индивидуальный человек не может существовать по отношению к ней. Даже всЈ человечество в целом не может существовать по отношению к Земле. Оно существует только вместе со всем растительным и животным миром и со всем, что было создано руками человека.
На это не может быть серьЈзных возражений, потому что частица материи, которая по отношению к человеческому телу такова же, как само это тело или даже как всЈ человечество, - такая частица, несомненно, не может существовать для нас по отношению к Земле. Очевидно также, что стул не может существовать в мире планет, потому что он слишком для этого мал. Что здесь является странным и парадоксальным, так это неизбежный вывод, что стул не может существовать и для электрона или в мире электрона, - и тоже потому, что он слишком мал.
Это утверждение представляется бессмысленным. 'Логически' дело должно обстоять так, что стул не может существовать для электрона потому, что по сравнению с электроном он чересчур велик. Но так бывает только в 'логической', т.е. трЈхмерной вселенной с постоянным пространством. Шестимерная вселенная нелогична, и пространство внутри неЈ может сокращаться и расширяться в гигантских масштабах, сохраняя при этом только одно постоянное свойство, а именно, углы. Поэтому пространство, существующее для электрона в пропорции к его размерам, будет настолько малым, что стул практически не займЈт в этом пространстве никакого места.
Таким образом, мы пришли к пространству, которое расширяется и сжимается сообразно размерам 'эталона', - к пространству, способному сжиматься и расширяться. В новой физике ближе всего к этой идее 'моллюск' Эйнштейна. Но как и большинство идей новой физики, этот 'моллюск' не столько являет собой формулировку какого-то нового принципа, сколько попытку показать непригодность старого. 'Старое' в этом случае - неподвижное и неизменное пространство. То же самое можно сказать и об идее пространственно-временного континуума. Новая физика признаЈт, что пространство нельзя рассматривать отдельно от времени, а время - отдельно от пространства; но какова сущность взаимоотношений пространства и времени, и почему явления пространства и явления времени кажутся непосредственному восприятию разными - этого новая физика не выясняет.
Новая модель вселенной утверждает как непреложный факт единство пространства и времени, а также