таким же, как будто стрелки всех часов перевели назад на 7 часов 35 минут второго сентября 1877 года; с этого момента они вновь начнут своЈ обычное движение.
Новая жизнь кончается совершенно в тех же условиях, что и предыдущая; то же самое относится и к еЈ началу. Она и не может начаться в каких-либо иных условиях. Единственное, что можно и даже необходимо допустить, - это факт усиления в каждой жизни тенденций предшествующей, тех склонностей, которые росли и крепли в течение всей жизни; это справедливо по отношению как к хорошим, так и дурным склонностям, к проявлению силы и проявлению слабости.
Фактически, для идеи вечного возвращения имеется гораздо больше психологического материала, нежели это предполагают; однако научная мысль не вполне уяснила себе его наличие.
Каждому известно особое ощущение (или его описание), переживаемое иногда людьми, особенно в детстве, - ощущение того, что 'это уже было раньше'. ПриведЈнные выше два стихотворения могли быть вдохновлены этим ощущением.
Я говорил об этом в главе об изучении основ; там же отмечалось, что обычные объяснения охватывают две категории явлений, относящихся к данным чувствам, из трЈх, но третья категория объяснения не получила. Для этой категории характерно то, что чувство это уже было раньше, которое в детстве бывает живым и частым, у взрослых исчезает. В некоторых случаях эти явления, напоминающие своеобразное предвидение людей, вещей, мест и событий, можно проверить и подтвердить. Очень редкие случаи 'достоверного' ясновидения принадлежат именно к такого рода предвидениям.
Но сам по себе факт существования этих случайных воспоминаний, даже если считать их действительными, слишком незначителен для того, чтобы удалось на нЈм что-то построить.
Вероятно, совершенно прав тот, кто задаЈт вопрос: 'Если такое чрезвычайное явление, как повторение жизни, на самом деле существует, почему же мы ничего о нЈм не знаем, почему мы не вспоминаем больше? И почему люди не поняли этого уже давно, почему нам только сейчас предлагают это открытие?'
Подобные вопросы вполне обоснованы; однако ответить на них не так трудно.
Ранее в этой книге был приведен пример эволюции: превращение бабочки. В этом превращении особенно характерно то, что, переходя на новый уровень превращения, 'бабочка' полностью исчезает на предыдущем уровне, умирает там, перестаЈт существовать там, иными словами, теряет всякую связь со своим прошлым существованием. Если бабочка что-то увидит и узнает, она бессильна рассказать об этом гусеницам. Как гусеница, она уже мертва, она исчезла из мира гусениц.
Нечто похожее происходит и с теми, кому открыты тайны времени и вечности. Они знают и могут говорить о том, что знают; но другие люди их не слышат и не понимают.
Почему люди не пришли к идее вечного возвращения раньше?
На самом деле, они пришли к ней уже очень давно. Я упоминал учение Пифагора, буддизм, теории перевоплощений и переселение душ, которые в их современной форме - не более, как искажения идеи вечного возвращения. Многие другие идеи будущей жизни, намЈки на них в 'оккультных учениях' (например, удивительная идея о возможности изменять прошлое), различные народные верования (например, культ предков), - всЈ это связано с идеей возвращения.
Совершенно ясно, что идея возвращения в своЈм чистом виде не может быть популярной; и прежде всего потому, что с точки зрения обычной логики она выглядит абсурдной: в мире 'трЈхмерных' ощущений и общепринятого 'времени' ничего подобного не существует. Наоборот, согласно обыденной мудрости этого мира, 'ничто никогда не возвращается'. Так что даже в тех учениях, в которых идея возвращения первоначально существовала в еЈ чистой форме (как, например, в буддизме), она была искажена и приспособлена к обычному пониманию. Согласно последним объяснениям учЈных буддистов, человек рождается к новой жизни в самый момент своей смерти. Но это рождение представляет собой продолжение во времени. Буддисты отвергли 'нелепую' идею о возвращении в прошлое; их 'колЈса жизней' катятся вперЈд вместе с календарЈм. Таким образом, они, несомненно, лишили идею возвращения всей еЈ силы, зато сделали приемлемой для масс, доступной логическим объяснениям и упрощЈнному изложению.
Говоря об идее вечного возвращения, необходимо понять, что обычным способом доказать еЈ невозможно, т.е. она не доступна рутинным методам наблюдения и проверки. Мы знаем всего одну линию времени, ту, на которой сейчас живЈм. По отношению ко времени мы являемся одномерными существами и не обладаем знанием параллельных линий. Всякое предположение