он не является школой во всей своей целостности; как и в христианстве, лишь немногие скрытые его течения можно связать с идеей школы.
В связи с вопросом об отношениях идеи вечного возвращения и 'перевоплощения в прошлое' к идеям эволюции интересно понять, существуют ли в эзотеризме социальные теории? Иными словами: допускает ли эзотерическое учение какую-то организацию человеческого общества или отдельных его групп, которая помогла бы данной культуре достичь наивысших результатов и способствовала бы общей эволюции человечества?
Это особенно интересно в наше время, когда различным социальным теориям придаЈтся такое большое значение, когда самые фантастические измышления в этой области подняты до ранга науки или догматизированы в виде рационалистической религии.
Существует и ответ на эти вопросы. Эзотерическая мысль об идеальной организации человеческого общества - это деление его на касты в соответствии с законами Ману.
В кодексе законов Ману, каким он дошЈл до нас, деление на касты - краеугольный камень в устройстве общества. Причиной такого деления природы человека, на основе которой был создан человек, считается сама сущность человеческой природы.
Законы Ману
Из главы I:
31. Ради процветания миров он создал из своих уст, рук, бЈдер, ступней брахмана, кщатрия, вайшья и шудру.
88. Обучение, изучение Веды, жертвоприношение для себя и для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов.
89. Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия.
90. Пастьбу скота, а также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшья.
91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.
98. Само рождение брахмана - вечное воплощение дхармы, ибо он рождЈн для дхармы и предназначен для отождествления с дхармой.
99. Ведь брахман, рождаясь на земле для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место как владыка всех существ.
100. ВсЈ, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на всЈ это.
101. Брахман ест только своЈ, носит - своЈ и даЈт своЈ: ведь другие люди существуют по милости брахмана.
102. С целью определения обязанностей его и остальных мудрый Ману, происшедший от Самосущего, составил эту шастру.
103. Она должна быть тщательно изучена и правильно сообщена ученикам только учЈным брахманом, никем другим.
104. Брахман, изучающий эту шатсру и ведущий образ жизни, соответствующий объявленному в ней, никогда не пятнается грехами, совершенными в мыслях, а также словесными и телесными.
105. Он очищает всякое собрание и родных - семь предшествующих и семь последующих поколений; только он один имеет право на всю эту землю.
Из главы IX:
322. Без Брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись процветают и в этом мире и в ином.
Из главы II:
135. Десятилетнего брахмана и столетнего царя следует считать отцом и сыном, но из них двоих отец - брахман.
Из главы IX:
329. Вайшья следует знать соответствующую цену драгоценных камней, жемчуга, кораллов, металлов, тканей, благовоний и соков.
330. Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного качества земли; ему следует знать полностью использование мер и весов.
331. Достоинства и недостатки изделий, выгоды и невыгоды разных стран, вероятный доход и убыток от товаров и искусство выращивания скота.
332. Надо знать, каким должно быть жалованье слугам различные языки людей, способы сохранения имущества и ведение дел по покупке и продаже.
333. Ему надол употреблять крайнее старание при приращении имущества в соответствии с дхармой и ревностно раздавать пищу всем живым существам.
335. Шудра чистый, послушный высшим, мягкий в речи, свободный от гордости, всегда прибегающий к покровительству брахмана, получает (в новой жизни) высшее рождение.
Из главы X:
1. Три варны дваждырождЈнных, придерживающихся своих обязанностей, пусть изучают Веду; но из них только брахман может обучать Веде, а не члены других двух варн: таково решение.
2. Брахману согласно парвилу следует знать средства существования, предписанные для других, наставлять других и самому жить соответственно дхарме.
3. Вследствие своей исключительности, превосходства происхождения, соблюдения ограничительных правил и особенности посвящения брахман - владыка варн.
5. Во всех кастах только те сыновья, которые рождены от жЈн равных,