фактом, вы увидите, в каком
соотношении они находятся. Это очень легко.
По этому поводу естественно возникает вопрос. Почему так трудно
человеку начать изменение самого себя, прийти к возмож-
36
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
ности роста? Потому что, как вы видите, мы должны помнить, что человек
создан природой очень интересным образом. Он развивается до определенного
уровня; после этого уровня он должен развиваться сам. Природа не развивает
человека после определенного уровня. Позднее мы изучим во всех деталях, до
какого уровня человек развивается и как должно начаться его дальнейшее
развитие, и мы увидим, почему, с этой точки зрения, он никогда не сможет
развиваться сам и почему не может быть развит природой. Но перед этим мы
должны понять некоторые общие условия. .. Для человека трудно даже начать
любого рода работу над самим собой, так как он живет в самом плохом месте
Вселенной. Сначала это звучит как весьма странная идея. Мы не представляем
себе, что имеются лучшие и худшие места во Вселенной, и, конечно, не
понимаем, что оказались почти в самом худшем месте. Мы не можем понять этого
потому, что, с одной точки зрения, наше знание о Вселенной слишком запутано,
а с другой точки зрения, оно не считается с реальными фактами.
Если мы поищем ближайшее, к нам место во Вселенной, мы осознаем, что
живем на Земле и что Луна находится под влиянием Земли. В то же время мы
видим, что Земля является одной из планет Солнечной системы, что имеются
более крупные планеты, вероятно, более могущественные, чем Земля, и что все
эти планеты, вместе взятые, должны как-то воздействовать на Землю и
управлять ею. Ближайшим по масштабу идет Солнце, и мы понимаем, что Солнце
управляет всеми планетами и в то же самое время Землей. У нас у всех есть
представление о Солнечной системе, в этом нет ничего нового; вопрос только в
том, как соотнести одну вещь с другой.
глава I
37
Земля является одной из планет Солнечной системы, а Солнце -- одной из
звезд Млечного пути. Кроме этого существуют всевозможные миры. Это все, что
мы знаем с обычной точки зрения. В качестве чисто философского термина мы
можем добавить к этому состояние или соотношение вещей, которое называем
Абсолютом, -- состояние, в котором все является единым. Теперь мы можем
выразить это соотношение Луны к Земле, Земли к планетам и т. д. несколько
отличным путем.
О Абсолют -- неизвестное начало всего.
О Все миры. Все галактики, похожие и непохожие на нашу галактику.
О Все Солнца. Наша галактика.
О Наше Солнце. Наша Солнечная система.
О Все планеты. Все планеты Солнечной системы.
О Земля.
О Луна.
Взглянув сверху вниз, мы можем начать понимать огромную разницу в
масштабе, если сравним все Солнца и наше Солнце с Землей и всеми планетами.
Мы сможем понять, что они стоят в некотором определенном соотношении по
масштабу друг к другу. Самой малой является Луна, а за Луной мы ничего не
знаем. Все это именуется Лучом Творения. Имеются другие лучи, потому что
этот луч не включает всю Вселенную, но, так как мы живем на Земле, а он
проходит через Землю, мы принадлежим этому Лучу Творения. Из этой диаграммы
видно, что обозначается под плохим местом во Вселенной. Наихудшим местом
является Луна, но Земля почти так же плоха. Это подобно жизни вблизи
северного полюса, что объясняет, почему так много вещей являются трудными на
Земле. Мы не можем изменить или сделать что-либо относительно этого, но,
если мы знаем, мы можем приспособиться и таким образом можем многого
избежать. Но мы не должны позволять нашему воображению бежать с нами и
говорить нам, что мы можем убежать вместе с ним.
Одно хочу добавить. По причинам, которые пока трудно объяснить, в Луче
Творения все эти миры связаны друг с другом:
влияния проходят от более высокого к более низкому, но между планетами
и Землей имеется разрыв. Чтобы навести мост через этот разрыв так, чтобы
влияния от всех планет могли достичь Земли, был изобретен некоторый
инструмент. Это -- Органическая жизнь на Земле, род чувствительной пленки,
которая окружает'
Землю. Поэтому растения, животные и люди служат определенной цели; они
служат для сообщения между Землей и планетами. С помощью органической жизни,
которая может получать и удерживать их,