Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

признание

двух положений: низкого уровня сознания и тактически отсутствия воли и

индивидуальности человека. Когда они приняты, очень полезно и необходимо

выучиться правильному Употреблению двух понятий, двух слов -- 'полезный' и

'вредный';

потому что довольно трудно применить эти слова к психологиче-

42

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

скому состоянию и находить, что полезно в психологической структуре

человека и что в ней вредно. Но если вы рассматриваете человека с точки

зрения его возможного развития, становится ясным, что то, что помогает его

развитию -- полезно, а что препятствует этому -- вредно. Весьма странно, что

необходимо объяснять это, но, к сожалению, наша обычная мысль, особенно

когда она встречается с серьезными проблемами, не употребляет этого понятия;

мы почему-то теряем понимание того, что полезно и что вредно. Наша мысль

приобрела много плохих привычек, и одной из них является размышление без

цели. Наше размышление стало автоматическим; мы вполне удовлетворены, если

думаем о всевозможных побочных вопросах и развиваем их, не имея никакого

понятия о том, почему мы это делаем. С точки зрения настоящей системы такое

размышление бесполезно. Всякое изучение, всякое размышление и исследование

должно иметь одну цель, одно намерение, и этой целью должно быть достижение

сознания. Бесполезно изучать себя без этой цели. Причиной изучения себя

может быть только понимание, что мы не обладаем сознанием, и желание обрести

его. Иначе это становится просто бесполезным. Достижение сознания связано с

постепенным освобождением от механичности, ибо человек, как он есть, целиком

и полностью находится под механическими законами. Чем большего сознания

человек достигает, тем больше механичности он оставляет, что означает, что

он становится более свободным от случайных механических законов.

Первым шагом в достижении сознания является понимание того, что мы

несознательны. Но изменения только одной этой иллюзии недостаточно, ибо

имеются многие другие. Как я сказал раньше, наихудшей из них является

иллюзия того, что мы можем 'сделать'. Вся наша жизнь основана на этой

иллюзии. Мы всегда думаем, что мы делаем, когда в действительности ничего не

делаем -- все случается.

Другой иллюзией является то, что мы бодрствуем. Когда мы поймем, что мы

спим, мы увидим, что вся история делается людьми, которые спят. Спящие люди

сражаются, издают законы; спящие люди повинуются или не повинуются им.

Наихудшими из наших иллюзий являются ошибочные идеи, среди которых мы живем

и которые управляют нашей жизнью. Если мы сможем изменить наше отношение к

этим ошибочным идеям и понять, что они собой представляют, это само по себе

будет большим изменением и повлечет за собой другие изменения.

Теперь поступим следующим образом. Вы размышляли в течение недели,

поэтому попытайтесь вспомнить, что осталось неясным из того, что вы слышали.

Задавайте вопросы, и в соответствии с этим я буду развивать направление

мысли.

В. Если мы несознательны, способны ли мы судить о том, что полезно для

нас и что вредно?

ГЛАВА 11

43

О. Я сказал, что самонаблюдение не может быть безличным, ибо мы лично

заинтересованы в правильной работе нашей машины. Правильная работа организма

полезна для нас, неправильная работа -- вредна. У человека должно быть

коммерческое отношение к своей жизни и внутренним функциям, и человек должен

знать, каковы потери и приобретения, поэтому никто не может наблюдать себя

совершенно беспристрастно, как исторические события, которые произошли

тысячу лет назад. Когда человек усвоил это отношение к самому себе, он готов

к тому, чтобы начать практическое самоизучение, ибо практическое

самоизучение означает изучение наиболее механических вещей. Некоторые

функции в нас могут стать сознательными, другие никогда не смогут стать

сознательными. Инстинктивным функциям, например, нет необходимости

становиться сознательными, но имеется много других, -- вся наша жизнь

наполнена ими, -- которые очень важно сделать сознательными или, если они не

могут стать сознательными, остановить или исключить их, ибо они

действительно вредны. Они не просто механичны в том смысле, что они

автоматичны; они вредны вследствие длительной неправильной работы машины.

Поэтому они уже причинили определенный