Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

все это является

результатом нашего недостаточного знания. Но мы не понимаем разницы между

бытием людей. Полезно взять листок бумаги и записать, что составляет наше

бытие. Тогда вы увидите, что оно не может расти само по себе. Например,

одной особенностью нашего бытия является то, что мы машины; другой -- что мы

живем только в малой части нашей машины; третьей -- та множественность, о

которой мы говорили в первой лекции. Мы говорим 'я', но это 'я' различно в

каждый момент. Мы имеем много 'я', все они находятся на одном уровне, но в

управлении нет никакого центрального 'я'. Это есть состояние нашего бытия.

Мы никогда не являемся одним и никогда -- одинаковым. Если вы запишете все

эти особенности, тогда вы увидите то, что будет составлять изменение бытия,

и то, что может быть изменено. В каждой отдельной черте имеется нечто, что

может измениться; а небольшое изменение в одной черте означает также

изменение в другой.

Чем больше вы знаете себя, тем больше знаете свое бытие. Если вы не

знаете себя, вы не знаете своего бытия. А если вы остаетесь на одном и том

же уровне бытия, вы не можете получить больше знания.

В. Необходимо ли нам работать над бытием в течение всего дня, не

оставляя свободного времени?

0. Вы начинаете с невозможного. Начинайте с возможного, начинайте с

одного шага. Попытайтесь делать немного, и результаты покажут вам. Всегда

имеется некоторый предел, вы не можете делать больше, чем можете. Если вы

попытаетесь делать слишком много, вы не сделаете ничего. Но постепенно вы

увидите, что необходимы правильное размышление, правильные отношения. Это

требует времени, так как в течение столь долгого времени люди находились во

власти отрицательных эмоций, отрицательного воображения, лжи, отождествления

и вещей, подобных этим. Но постепенно они исчезнут. Вы не можете изменить

все сразу.

Вы всегда должны думать о ближайшей ступени -- только одной ступени. Мы

можем понять ближайшую ступень как бытие, немного более собранное, чем

сейчас. Когда мы поняли это, мы можем думать о нем как о бытии еще более

собранном -- но не полностью, не окончательно.

В. Будем ли мы способны судить об изменении нашего бытия, не обманывая

себя?

62

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

О. Да, но прежде, чем вы будете способны судить об изменении, вы должны

знать, каким является ваше бытие в настоящее время. Когда вы узнаете большую

часть особенностей вашего бытия, вы будете способны увидеть изменения. Мы

можем судить об уровне нашего бытия по непостоянству нашего 'я' -- того,

которое мы называем 'я' -- так как в один момент одна часть нас говорит 'я',

а в другой момент--другая часть. Если вы хорошо наблюдаете, вы найдете, как

вы различны даже в течение одного дня. В один момент вы решаете делать одну

вещь, в другой момент -- другую. Именно это постоянное изменение даже в

течение двадцати четырех часов показывает уровень нашего бытия.

В. В чем состоит различие среди обычных спящих людей?

О. В надежности. Имеются более надежные люди и менее надежные люди. Это

верно также и в работе. Ненадежные люди не могут получить много.

В. Все ли начинают на одинаковом уровне?

О. Более или менее, но имеются отклонения. Главным является надежность.

В. Как можно развить свое бытие?

О. Все то, что вы учили, все то, что слышали о возможности развития,

все относится к бытию. Прежде всего, развитие бытия означает пробуждение,

так как главной особенностью нашего бытия является то, что мы спим. Путем

попыток пробудиться мы изменяем наше бытие; это есть первый пункт. Затем

имеется много других вещей: создание единства, невыражение отрицательных

эмоций, наблюдение, изучение отрицательных эмоций, попытка неотождествления,

попытка избегать бесполезного разговора -- все это работа над бытием. Это

верно, что таким образом вы достигаете некоторого знания, но если это просто

интеллектуальное знание, то оно ставится отдельно. Бытие есть сила, сила

'делать', а сила 'делать' есть сила быть другим.

В. Я не понимаю этого различия знания и бытия, работающих вместе.

По-видимому, в самоизучении они столь смешаны, что трудно увидеть, что есть

что.

О. Да, но в то же время это возможно. Мы знаем, что означает знание. Мы

знаем, что знание относительно и зависит от наших способностей. Мы можем

обладать достаточным количеством знания, чтобы