Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

то вы можете с этим бороться, ибо эта борьба

происходит в уме. Вы можете отбросить некоторые точки зрения и принять

другие точки зрения, и очень скоро вы увидите разницу.

Это связано с очень обширным вопросом, так как с одной точки зрения мы

настолько механичны, что ничего не можем делать; но с другой точки зрения

имеется несколько вещей, которые мы можем начать делать. Мы имеем в себе

определенные возможности, только мы не применяем их. Это верно, что мы не

можем 'делать' что-либо в том смысле, что мы не можем изменить то, что мы

чувствуем в любой данный момент, но мы можем заставить себя думать о

каком-то предмете в данный момент. Это начало. Мы должны знать, что является

возможным, и начинать с этого, ибо тогда возможности делать что-либо, вместо

того, чтобы позволить вещам случаться, будут постепенно увеличиваться.

Мы не представляем себе, какая огромная сила лежит в мышлении. Я не

имею в виду мышление как философское объяснение силы. Сила заключается в

том, что, если мы всегда правильно думаем о некоторых вещах, мы можем

сделать это мышление постоянным -- и оно перерастает в постоянное отношение.

Вы можете найти в себе склонность к неправильным эмоциональным проявлениям

некоторого рода. Именно в этот момент вы ничего не можете делать, вы

воспитали в себе способность к такого рода реакции путем неправильного

мышления. Но если вы начнете с правильного мышления, тогда, спустя некоторое

время, вы воспитаете в себе способность к иной реакции. Только этот метод

должен быть понят, и это понимание должно быть достаточно глубоким.

Вы можете применить этот метод ко многим различным вещам. Это

действительно единственная вещь, которую вы можете делать. Больше вы ничего

'делать' не можете. Нет прямого пути для борьбы с отрицательными

проявлениями, так как вы не можете поймать их; и нет пути, чтобы

предотвратить их, кроме как заранее подготовившись к ним. Но проходящее

осознание того, что они неправильны, не поможет; оно должно быть очень

глубоким, иначе такие же трудности вы будете иметь в подготовке почвы для

другого проявления. Вы не представляете себе, как много вы теряете путем

этих самопроизвольных проявлений отрицательного характера. Они делают очень

многое невозможным.

ГЛАВА 111

99

В. Я обнаружил, что подражаю чужому ворчанию, несмотря на то, что начал

думать правильно.

О. То, что вы начнете правильно думать, сразу ничего не изменит.

Необходимо правильно думать в течение продолжительного времени. Тогда

результаты придут -- но не сразу. Вопрос создания правильных отношений --

это вопрос нескольких месяцев или лет. Путем создания правильных отношений

вы утверждаете факт, что серьезно решили не давать хода отрицательным

проявлениям. Мы не представляем себе, как много теряем таким образом. Мы

теряем как раз то, что мы хотим получить.

Но прежде всего, мы должны остановить привычку выражения отрицательных

эмоций. Вот почему, в самых первых лекциях, когда вы слушали о

самонаблюдении, было объяснено, что вы должны научиться не выражать

отрицательных эмоций. Все знают, как не показывать то, что они чувствуют, --

я имею в виду не исключительные случаи, но обычные случаи. Вся

отрицательность основана на отождествлении, воображении и на одной частной

особенности, а именно: на позволении себе выражать их. Вам всегда кажется,

что вы не можете остановить их, и поэтому считаете, что вполне правильно

показать, что вы чувствуете. Поэтому сначала вы должны отделаться от этой

иллюзии. Вы можете остановить проявления отрицательных эмоций. Если вы

скажете: 'Я не хочу', я поверю вам, но не поверю, если вы скажете: 'Я не

могу'.

Я дал вам много советов о работе над эмоциями, таких, как изучение,

борьба с отождествлением, борьба с выражением отрицательных эмоций,

правильное мышление об отрицательных эмоциях. Четыре практики. Если вы

действительно примените все это, то очень скоро увидите вполне ощутимые

результаты. Действительный контроль над эмоциональным центром требует

самовоспоминания, нового состояния сознания, поэтому это дело будущего; в

настоящее время мы должны применять вспомогательные методы. Наиболее важным

из них вначале, является правильное отношение.

ГЛАВА IV

Язык -- Различные