Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

малая

вещь в этом имела причину, но кирпич не входил в эту линию причины и

следствия. Допустим, что кирпич был небрежно установлен и что дождь сдвинул

его, и в какой-то момент он упал. В жизни человека или в жизни кирпича нет

ничего, что соединяло бы их. Две линии причины и следствия встречаются

случайно.

В. Если случаи влияют на ход дел, то что же создает случай?

0. Другие случаи. Никто не создает случаи; принимайте это просто.

Вещи случаются в жизни человека в соответствии с тремя законами:

1. Закон случая, когда события происходят без всякой связи с линией

событий, которые мы наблюдаем.

2. Закон судьбы. Судьба относится только к обстоятельствам рождения

человека: родители, братья, сестры, физические способности, здоровье и тому

подобные вещи. Она относится также к рождению и смерти. Иногда события нашей

жизни могут происходить по закону судьбы, это могут быть важные события, но

происходит это редко.

3. Закон воли. Воля имеет два значения: наша собственная воля и чья-то

еще воля. Мы не можем говорить о своей собственной воле, так как такие,

какими мы являемся, мы ничего не имеем. Что касается воли другого лица, то,

в целях классификации, каждое умышленное действие другого лица может быть

названо результатом воли этого лица.

114

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

Для изучения человеческой жизни эти определения недостаточны.

Необходимо ввести между случаем и судьбой закон причины и следствия, который

управляет некоторой частью событий в жизни человека, ибо становится

чрезвычайно ясной разница между событиями, управляемыми случаем в строгом

смысле слова, и событиями, происходящими в результате причины и следствия. С

этой точки зрения мы видим значительное различие между людьми в обычной

жизни. Имеются люди, в жизни которых важные события являются результатом

случая. И имеются другие люди, у которых важные события их жизни всегда

являются результатом их предыдущих действий, то есть зависят от причины и

следствия. Дальнейшее наблюдение показывает, что первый тип людей, то есть

людей, зависящих от случая, никогда не подходит близко к работе школы, или,

если они подходят, то очень скоро оставляют ее, ибо один случай может

привести их, а другой легко может увести их обратно. Только те люди могут

прийти к этой работе, чья жизнь управляется законом причины и следствия, то

есть те, кто освободил себя в значительной степени от закона случая, или те,

кто никогда не находился полностью под влиянием этого закона.

В. Вы сказали, что человек есть машина, движимая посредством внешних

влияний. Откуда в таком случае приходит управление?

О. Управления нет. Мы должны измениться, чтобы иметь управление. Вещи

случаются повсюду вокруг нас и воздействуют на нас. В каждый момент наша

жизнь пересекается другими линиями, так что случай управляет большею частью

событий. Действие одной машины влияет на другую машину. Мы окружены

возможностями случая; если не происходит один, то происходит другой.

Мы должны понять наше положение. В людях 1, 2 и 3 нет управления;

практически все в их жизни управляется случаем. Имеются некоторые вещи,

которые являются результатом их собственных действий, но все они находятся

на одном и том же уровне. Управление же начинается на другом уровне; и оно

начинается с нас самих: управление нашими реакциями, состояниями сознания,

функциями и т. д. Затем, постепенно, мы можем прийти к некоторой доле

управления в смысле избежания одного влияния и приближения другого. Это

очень медленный процесс.

В. Когда мы перестаем быть под влиянием случая?

О. Когда мы развиваем волю. Полная свобода от закона случая очень

далека, но между полной свободой и нашим положением имеются различные

ступени. В обычных условиях случай противоположен плану. Человек, который в

том или другом случае действует согласно плану, избегает в этих действиях

закона случая. Но действия, согласованные с планом, невозможны в обычной

жизни, за исключением действия в условиях, где случайно происходящие события

совпадают с планом.

ГЛАВА IV

Причинами, почему невозможно выполнять план в жизни, являются прежде

всего отсутствие единства и постоянства в самом человеке и новые линии,

которые непрерывно входят в линию действий человека и пересекают ее. Это

может быть легко проверено,