идти по одному пути, не
может идти по другому. Имеются четыре определенных категории людей в наше
время, в соответствии с которыми делятся пути. Я не говорю, что это всегда
так было, но это определенно так в наше время. Это деление связано не так
сильно с бытием людей No 1, 2 или 3, как с бытием людей с одним центром,
людей с двумя центрами, людей с тремя центрами, людей с четырьмя центрами.
Это означает людей, в которых один центр развит полностью, в то время как
другие не развиты, или развиты три центра, а четвертый имеет более низкое
развитие, или четыре центра развиты более или менее одинаково. Это создает
деление на четыре пути.
В. Является ли настоящая система Четвертым Путем?
О. Это неправильная формулировка. Вы можете спросить себя:
'Принадлежит ли настоящая система к пути Факира, к пути Монаха или к
пути Йога? Нет, но она может принадлежать к Четвертому Пути'. Вы не можете
сказать, что настоящая система является Четвертым Путем; Четвертый Путь
весьма широк, а эта система сравнительно очень мала.
В. Магнетический центр действует только по отношению к школам?
О. На религиозном пути необходим особый магнетический центр.
Магнетический центр, который приводит к школе Йоги или к монастырю, отличен
от магнетического центра, который приводит к группе, которая, возможно,
ведет к школе Четвертого Пути. С магнетическим центром религиозного пути
человек не будет в состоянии работать здесь: люди не будут иметь достаточно
инициативы. На религиозном пути они должны повиноваться. На настоящем пути
люди должны иметь широкий ум, они должны понимать. В школах Йоги и на
религиозном пути можно идти в течение длительного времени без понимания,
выполняя только то, что говорят. Здесь же результаты пропорциональны
пониманию.
В. Магнетические центры различных людей притягиваются различными
идеями? Связана ли с этим начальная точка?
О. Да, они могут быть очень разными, но в отношении к настоящей системе
должно быть некоторое подобие магнетических центров, чтобы люди могли
работать вместе; потому что в определенные период, класс и обучение люди
имеют более или менее одинаковый материал.
В. Охватывает ли Четвертый Путь три других пути?
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
126
О. Нет, это ошибочное описание, так как Четвертый Путь не имеет многих
вещей, которые входят в первые три пути, и он имеет много других вещей, не
входящих в них. Идея Четвертого Пути состоит в том, что он отбрасывает из
трех путей все, что является лишним в них, так как, кроме необходимых вещей,
три пути имеют другие вещи, которые присутствуют там исключительно через
традицию, подражание и т. д.
На Четвертом Пути все стороны, которые могут развиваться, развиваются в
одно и то же время, и это делает его отличным от других путей, где вы
развиваете сначала одну сторону, а затем идете назад и развиваете другую,
затем снова идете назад и развиваете третью сторону. На Четвертом Пути все
четыре центра должны быть более или менее живыми, на поверхности, открытыми
для получения впечатлений, в противном случае необходима длительная
предварительная работа, чтобы открыть их, прежде чем человек может начать.
В. Не является ли Четвертый Путь наиболее трудным вследствие
беспрестанного выбора, который необходим в условиях максимальных внешних
отвлечении?
О. Это зависит от того, что вы называете наиболее трудным. Три других
пути требуют очень важного решения прямо вначале, когда вы в
действительности ничего не знаете. Вы должны отказаться абсолютно от всего.
Если вы можете это сделать и если имеете другие качества, которые
необходимы, вы можете пойти по пути Монаха или по пути Йога, если можете
найти школу Монахов или школу Йогов. Но если вы не знаете таких школ и если
вы находите, что не можете отказаться даже от малых вещей, тогда, конечно,
Четвертый Путь есть единственно возможный путь для вас. Это не вопрос более
или менее трудного; это вопрос наиболее возможного. Тогда, если вы
подумаете, вы найдете, что возможен только один путь.
В. Имеется ли что-либо в школах Четвертого Пути, равное молитвенному
состоянию, и если да, то приходит ли это с самовоспоминанием?
О. Да, на всех путях каждый должен пройти одинаковый опыт, только в
различном порядке. Несомненно, самовоспоминание,