это, является время после того, как
вы что-то сказали или сделали. Допустите, что вы говорили о некотором важном
деле или писали письмо, тогда спросите себя: 'Был ли я сознателен в то
время?'. Кроме этого, вначале приходит понимание того, что вы не одно 'я', а
имеете много различных 'я'.
В. Как мы можем распознавать, являемся ли мы самосознающими?
О. Вы будете знать; это совершенно особое ощущение. Когда вы
попытаетесь быть сознательными в течение одного момента, а затем сравните
его с другим моментом, когда не пытаетесь быть сознательным, вы увидите
разницу. Это нельзя описать. В один момент вы сознаете себя, в другой момент
не сознаете себя:
вы что-то делаете, говорите, пишете -- и вы не являетесь сознательными.
Только вы должны помнить, что было сказано в самом начале, -- мы должны
изучать не только состояния сознания, но также препятствия к приобретению
сознания. Таким образом, мы должны изучать их, а затем удалять их. Все эти
препятствия находятся в нас самих. Мы не можем изменить внешние
обстоятельства, мы должны принять их такими, какими они являются, и
изменяться внутренне в этих обстоятельствах.
В. Если вы наблюдаете себя в течение одного момента, являетесь ли вы
сознательным в этот момент?
О. Не обязательно; это может быть совершенно механическим. Но если вы
сознательны в то время, когда наблюдаете, линия вашего внимания будет
походить на две стрелки: одну, показывающую внимание, направленное на ту
вещь, которую вы наблюдаете, и другую -- на себя.
В. Я не могу понять связь между самонаблюдением и самовоспоминанием.
Как начать, что делать?
О. Самовоспоминание есть попытка осознать себя. Самонаблюдение всегда
направлено к некоторой определенной функции: либо вы наблюдаете ваши мысли,
либо движения, либо эмоции, либо ощущения. Необходимо иметь определенный
объект, который вы наблюдаете в себе. Самовоспоминание не делит вас, вы
должны помнить целое, это просто ощущение 'я', самого себя. Они могут прийти
вместе, особенно на более поздних стадиях, и тогда вы
ГЛАВА V
135
будете способны делать то и другое в одно время -- наблюдать нечто
определенное, или распознавать в себе проявления, и помнить себя; но в
начале обе эти вещи различны. Вы начинаете с самонаблюдения -- это
нормальный путь -- и через самонаблюдение вы поймете, что не помните себя.
Когда вы поймете это и то, что в очень редкие моменты вспоминаете себя,
тогда любой человек, который не является определенно предубежденным, будет
способен понять, что возможно увеличить эти моменты самовоспоминания. И
тогда вы попытаетесь сделать это.
В. Мне трудно решить, действительно ли я наблюдаю себя или только
вспоминаю вещи впоследствии.
0. Вначале нет особой необходимости беспокоиться о том, самонаблюдение
это или самовоспоминание; делайте только то, что вы можете: либо наблюдайте
в определенный момент, либо вспоминайте это немедленно, либо вспоминайте
спустя некоторое время. Но позднее вы будете улавливать особые моменты,
когда сможете сознавать себя именно в тот момент, когда вещи случаются. Это
будет самовоспоминание.
В. Откуда вы знаете о чудесных результатах, которые будут сопровождать
самовоспоминания?
0. Вы видите, это связано со всей идеей развития, с возможностью
изменения бытия. Это одна из первых вещей, которую мы должны понять: что
человек не ограничен оставаться таким, каким он является; он может
измениться. Существуют различные категории человека, которые могут быть
достигнуты после длительной и упорной работы. Если мы сможем быть более
сознательными, это заставит работать высшие центры. Функционирование высших
центров будет во многом удивительным. Идея самовоспоминания входит во многие
системы и учения школ, но она находится не там, где следует, она никогда не
становится на первое место. Но настоящая система говорит, что вы не помните
себя и что если вы поймете, что не помните себя, то будете способными
чего-то достичь. Самосознание является наивысшим возможным изменением, так
как в обычных условиях жизни никто не сознает себя, и все же люди не
понимают этого. Все сидящие здесь, если они спросят себя искренне, сознают
ли они себя, должны ответить отрицательно. Никто не сознает себя. Вся идея
состоит в том, чтобы сознавать себя