усилий к нему. Вы увидите, что отсутствие
самовоспоминания подобно крепкому сну в самолете высоко над землей. Это и
есть наше положение, но мы не желаем понять этого. Если человек понял это,
тогда, естественно, он будет делать усилия пробудиться. Но если он думает,
что просто сидит спокойно в кресле, и ничего особенного не случается, он
будет думать, что нет вреда во сне.
В. Что значит придать мыслям форму, в которой они будут соответствовать
пробуждению?
О. Как я сказал, мысли являются единственной вещью, которую мы можем
контролировать. До некоторой степени мы можем контролировать движения, но в
обычных условиях, без специального обучения, мы ничего не можем сделать с
движениями. Что касается мысли, то прежде всего мы должны выбросить все
мысли, связанные
ГЛАВА V
141
с отождествлением, и думать об идеях настоящей системы. Это подготовка
для самовоспоминания, так как в каждом пункте системы мы приходим к
необходимости вспоминать себя. Если вы не можете помнить себя, попытайтесь
оживить идеи настоящей системы в своем уме. Вся система в целом, изучение
человека и Вселенной, -- все помогает самовоспоминанию. Такое размышление
само по себе будет напоминать вам и создавать внутреннюю атмосферу для
самовоспоминания. Но сначала мы должны устранить все мысли, стоящие на пути.
Если на этой стадии вы не можете контролировать ваши мысли, вы ничего не
сможете сделать в дальнейшем. Вы можете не контролировать ваше настроение,
или ваше воображение, или вашу ложь, но вы должны контролировать ваши мысли.
В спокойные моменты вы должны быть способны видеть, когда ошибаетесь. Если
вы не можете сделать это, значит, вы все еще не начали; но рано или поздно
человек должен начать.
В. Будем ли мы, каждый из нас знать, что стоит на нашем
пути?
О. Да, конечно, все должны знать. Это обычно связано с некоторой формой
отрицания, или лености, или страха.
В. Я все еще не вижу, что значит пытаться и думать, как мы думали бы,
если бы были более сознательными.
О. Пытайтесь вообразить себя сознательными -- это было бы правильным
применением воображения. Мы развиваем силу воображения абсолютно
неправильным и бесполезным образом, который всегда создает затруднения для
нас. Но теперь, в виде исключения, попытайтесь применить ее и вообразить
себя сознательным. Попробуйте думать, как вы стали бы действовать, думать,
говорить
и т. д.
Сначала самовоспоминание является усилием в отношении функций. Вы
начинаете вспоминать себя просто путем формирования ваших умственных
процессов некоторым образом, и это вызывает моменты сознания. Вы не можете
работать над самим сознанием:
вы можете сделать одно или два судорожных, но не постепенных усилия. Но
вы можете сделать усилия над мыслями, и таким образом можете работать над
сознанием окольным путем. Это наиболее важная часть метода. Попытайтесь
понять разницу между воспоминанием себя таким образом и состоянием сознания.
Это тот же умственный процесс, который вы употребляете во всем, в чтении,
писании и во всем, что вы делаете, поэтому имеете некоторый контроль над
ним. Даже если мы вложим в самовоспоминание то же количество энергии,
которое вкладываем в изучение иностранного языка, мы достигнем некоторого
количества сознания. К сожалению, мы не хотим вложить даже такое количество
энергии в него; мы думаем, что эти вещи должны прийти сами собой, что
достаточно попробовать один раз -- и это должно
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
142
прийти. Самовоспоминание требует усилия, поэтому, если вы продолжаете
делать эти усилия, моменты сознания будут приходить более часто и
становиться продолжительнее. Затем, постепенно, самовоспоминание перестанет
быть чисто интеллектуальным -- оно будет иметь пробуждающую силу.
В. Чем будет тогда самовоспоминание -- эмоцией или ощущением?
О. Эмоция есть функция и ощущение есть функция, но самовоспоминание не
является таковой. Оно является попыткой создать в себе состояние сознания
без какого-либо отношения к функциям. С самого начала мы должны понять, что
функция является одной вещью, а состояние сознания -- другой. Вы находитесь
сейчас в некотором состоянии сознания, и, пытаясь вспомнить себя, вы
пытаетесь приблизиться к третьему состоянию сознания. Вы делаете это путем
некоторой перестройки.