Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

могут препятствовать вашему

самовоспоминанию и остановить его. Но если вы включите в работу все центры,

нет ничего, что могло бы остановить его. Вы должны всегда помнить, что

самовоспоминание требует наилучшей работы, на какую только вы способны.

В. Вы сказали, что реальное самовоспоминание требует эмоции, но когда я

думаю об этом, я не испытываю какой-либо эмоции. Можно ли вспомнить себя, не

испытывая никаких эмоций?

0. Идея в том, чтобы вспомнить себя, осознать себя. И что придет с

этим, вы сразу заметите и не должны предъявлять к этому никаких определенных

требований. Если вы сделаете регулярной практикой пытаться и вспоминать себя

три или четыре раза в день, самовоспоминание будет приходить само по себе в

интервалы, когда вы нуждаетесь в нем. Но это вы заметите позже. Вы должны

сделать это регулярной практикой: пытаться и вспоминать себя, если возможно,

в одно и то же время дня. И, как я сказал, практика остановки мысли будет

создавать тот же эффект. Поэтому, если вы не можете вспомнить себя,

попытайтесь останавливать мысли. Вы можете остановить мысли, но не должны

разочаровываться, если сначала у вас ничего не получится. Остановка

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

146

мыслей -- очень трудная вещь. Вы не можете сказать себе: 'Я остановлю

мысли', и они остановятся. Вы должны все время применять усилие. Поэтому вы

не должны делать это долго. Если вы делаете это в течение нескольких минут,

этого вполне достаточно, в противном случае вы будете убеждать себя, что

делаете это, в то время как будете просто сидеть спокойно и думать, и быть

очень счастливым от этого. Насколько можете, вы должны сохранять только одну

мысль: 'Я не хочу ни о чем думать' и выбросить все другие мысли. Это очень

хорошее упражнение, но это только упражнение.

В. Плохо ли останавливать дыхание во время остановки мыслей?

О. Этот вопрос был задан однажды в наших старых группах, и Гурджиев

спросил: 'Как долго?' Человек сказал, что в течение десяти минут. Гурджиев

ответил: 'Если вы сможете остановить дыхание на десять минут, это очень

хорошо, так как через четыре минуты вы умрете!'

В. Является ли самовоспоминание и остановка мыслей одной и той же

вещью?

О. Не совсем так; они являются двумя различными методами. Сначала вы

вносите некоторую определенную мысль -- осознание того, что не помните себя.

Вы должны всегда начинать с этого. А остановка мысли является просто

созданием правильной атмосферы, правильного окружения для самовоспоминания.

Поэтому это не одно и то же, но оба метода дают одни и те же результаты.

В. Работает ли более правильно тот, кто вспоминает себя и работу,

которую он делает?

О. Да, когда вы пробудились, вы можете делать все гораздо лучше, но для

этого необходимо длительное время. Когда вы приобретете привычку к

самовоспоминанию, вы не будете способны понять, как работали без этого. Но

вначале трудно работать и помнить себя в одно и то же время. Тем не менее,

усилия в этом направлении дают очень интересные результаты; в этом не может

быть сомнения. Весь опыт всех времен показывает, что эти усилия всегда

вознаграждаются. Кроме того, если вы делаете эти усилия, вы поймете, что

некоторые вещи человек может делать только во сне и не может делать, когда

он пробудился, так как некоторые вещи могут быть только механическими.

Например, допустим, что вы забыли или потеряли что-то; вы ничего не можете

терять нарочно, вы можете терять только механически.

В. Когда я во время игры на пианино думал 'я здесь', я не знал, что

делал.

О. Так как это не состояние сознания, но размышление о

самовоспоминании. Затем оно сталкивается с тем, что вы делаете;

точно так, как тогда, когда пишете и внезапно подумаете: 'Как пишется

это слово?' -- и не можете вспомнить. Это одна функция

ГЛАВА '

сталкивается с другой. Но действительное самовоспоминание не находится

в центрах, оно выше центров. Оно не может сталкиваться с работой центров,

человек будет видеть больше, будет видеть свои ошибки.

Мы должны понять, что способность к самовоспоминанию является нашим

правом. Мы не имеем самовоспоминания, но мы можем иметь его; мы, так

сказать, имеем все необходимые органы для этого, но мы не тренированы, не

привыкли употреблять их. Необходимо создать некоторую особую энергию или

свойство, применяя