Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 1)

Вы совершенно правы. Все ускользает, исчезает, и вы оказываетесь опять

ни с чем. Вы опять начинаете с некоторого сознательного усилия, и опять оно

ускользает. Вопрос о том, как воспрепятствовать исчезновению. В наших

обычных способах мышления и чувствования имеется много механических

стремлений, которые всегда возвращают нас на обычный путь. Мы хотим думать

иным образом, хотим быть другими, работать по-другому, чувствовать

ГЛАВА V

149

по-другому, но ничто из этого не происходит, так как много старых

стремлений поворачивают нас обратно. Мы должны изучать эти стремления и

пытаться пролить свет на них. Прежде всего мы должны преодолеть инерцию ума;

затем, если мы сделали это, двадцати четырех часов будет недостаточно, и

жизнь станет очень полной. Трудно начать -- и все же это не столь трудно.

В. Как можно преодолеть эту инерцию?

0. Путем усилия: усилия самовоспоминания, наблюдения, неотождествления.

Сознание есть сила, и сила может быть развита только путем преодоления

препятствий. Две вещи могут быть развиты в человеке -- сознание и воля. Обе

они являются силами. Если человек преодолевает несознательность, он будет

обладать сознанием; если он преодолеет механичность, он будет обладать

волей. Если он поймет природу сил, которых он может достичь, ему будет ясно,

что они не могут быть даны; эти силы должны быть развиты путем усилия. Если

бы мы были созданы более сознательными, мы оставались бы Сознательными

машинами. Гурд-жиев говорил мне, что в некоторых школах они смогли, применяя

некоторые специальные методы, сделать сознательным барана. Но он оставался

просто сознательным бараном. Я спросил, что они сделали с ним, и он ответил,

что они его съели.

Идея сознательного барана такова: допустите, что человек сделан

сознательным с помощью кого-то еще; он станет инструментом в руках других.

Необходимы собственные усилия, так как в противном случае, даже если человек

сделан сознательным, он не будет способен использовать сознание. Это

находится в самой природе вещей, что сознание и воля не могут быть даны.

Если бы кто-нибудь смог бы дать их вам, это не принесло бы пользы. В этом

причина, почему человек должен покупать все, ничего не дается даром.

Наиболее трудно научиться, как платить. Но если бы это могло быть объяснено

в нескольких словах, тогда не надо было бы ходить в школу. Человек должен

платить не только за сознание, но за все. Ни одна самая малейшая идея не

может стать чьей-либо собственной до тех пор, пока за нее не заплачено.

В. Самовоспоминание является, по-видимому, весьма тяжелым и мрачным

переживанием. Является ли это тяжелой системой?

0. Насколько мне известно, нет тяжелых систем, есть только тяжелые люди

и тяжелые отношения, тяжелое понимание. И я не понимаю, почему

самовоспоминание должно быть мрачным и тяжелым. Это осознание того факта,

что мы спим. Если бы человек осознал, что он спит, и если бы у человека не

было возможности пробуждения, тогда, действительно, это было бы мрачным

осознанием, я вполне согласен. Но настоящая система не говорит, что вы

должны остановиться на этом; она говорит, что вы должны пытаться

пробудиться. А это совершенно другое. Я вспоминаю, что,

150

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

когда впервые услышал эту идею, я увидел много совершенно новых вещей,

так как это был ответ на все вопросы, которые у меня были, когда я изучал

психологию. Таким образом, я сразу осознал, что психология начинается в этом

вопросе. Я понял, что человек не помнит себя, но может вспомнить, если он

совершит достаточно усилий. Без самовоспоминания не может быть никакого

изучения, никакой психологии. Но если человек сознает и держит в уме, что он

не помнит себя, и что никто не помнит, и все же возможность самовоспоминания

существует, тогда начинается изучение. Вот как это должно быть понято.

Конечно, не может быть никакой радости в осознании того, что человек

является машиной и спит. Но мы не говорим о радости или страдании, мы

говорим о контроле. Мы осознаем, что мы машины, и не хотим быть машинами. Мы

осознаем, что мы спим, и хотим пробудиться. Действительная радость может

быть связана только с пробуждением или с чем-либо,' что помогает

пробуждению.

В. Но так много людей сознают себя в плохом смысле этого