Вы совершенно правы. Все ускользает, исчезает, и вы оказываетесь опять
ни с чем. Вы опять начинаете с некоторого сознательного усилия, и опять оно
ускользает. Вопрос о том, как воспрепятствовать исчезновению. В наших
обычных способах мышления и чувствования имеется много механических
стремлений, которые всегда возвращают нас на обычный путь. Мы хотим думать
иным образом, хотим быть другими, работать по-другому, чувствовать
ГЛАВА V
149
по-другому, но ничто из этого не происходит, так как много старых
стремлений поворачивают нас обратно. Мы должны изучать эти стремления и
пытаться пролить свет на них. Прежде всего мы должны преодолеть инерцию ума;
затем, если мы сделали это, двадцати четырех часов будет недостаточно, и
жизнь станет очень полной. Трудно начать -- и все же это не столь трудно.
В. Как можно преодолеть эту инерцию?
0. Путем усилия: усилия самовоспоминания, наблюдения, неотождествления.
Сознание есть сила, и сила может быть развита только путем преодоления
препятствий. Две вещи могут быть развиты в человеке -- сознание и воля. Обе
они являются силами. Если человек преодолевает несознательность, он будет
обладать сознанием; если он преодолеет механичность, он будет обладать
волей. Если он поймет природу сил, которых он может достичь, ему будет ясно,
что они не могут быть даны; эти силы должны быть развиты путем усилия. Если
бы мы были созданы более сознательными, мы оставались бы Сознательными
машинами. Гурд-жиев говорил мне, что в некоторых школах они смогли, применяя
некоторые специальные методы, сделать сознательным барана. Но он оставался
просто сознательным бараном. Я спросил, что они сделали с ним, и он ответил,
что они его съели.
Идея сознательного барана такова: допустите, что человек сделан
сознательным с помощью кого-то еще; он станет инструментом в руках других.
Необходимы собственные усилия, так как в противном случае, даже если человек
сделан сознательным, он не будет способен использовать сознание. Это
находится в самой природе вещей, что сознание и воля не могут быть даны.
Если бы кто-нибудь смог бы дать их вам, это не принесло бы пользы. В этом
причина, почему человек должен покупать все, ничего не дается даром.
Наиболее трудно научиться, как платить. Но если бы это могло быть объяснено
в нескольких словах, тогда не надо было бы ходить в школу. Человек должен
платить не только за сознание, но за все. Ни одна самая малейшая идея не
может стать чьей-либо собственной до тех пор, пока за нее не заплачено.
В. Самовоспоминание является, по-видимому, весьма тяжелым и мрачным
переживанием. Является ли это тяжелой системой?
0. Насколько мне известно, нет тяжелых систем, есть только тяжелые люди
и тяжелые отношения, тяжелое понимание. И я не понимаю, почему
самовоспоминание должно быть мрачным и тяжелым. Это осознание того факта,
что мы спим. Если бы человек осознал, что он спит, и если бы у человека не
было возможности пробуждения, тогда, действительно, это было бы мрачным
осознанием, я вполне согласен. Но настоящая система не говорит, что вы
должны остановиться на этом; она говорит, что вы должны пытаться
пробудиться. А это совершенно другое. Я вспоминаю, что,
150
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
когда впервые услышал эту идею, я увидел много совершенно новых вещей,
так как это был ответ на все вопросы, которые у меня были, когда я изучал
психологию. Таким образом, я сразу осознал, что психология начинается в этом
вопросе. Я понял, что человек не помнит себя, но может вспомнить, если он
совершит достаточно усилий. Без самовоспоминания не может быть никакого
изучения, никакой психологии. Но если человек сознает и держит в уме, что он
не помнит себя, и что никто не помнит, и все же возможность самовоспоминания
существует, тогда начинается изучение. Вот как это должно быть понято.
Конечно, не может быть никакой радости в осознании того, что человек
является машиной и спит. Но мы не говорим о радости или страдании, мы
говорим о контроле. Мы осознаем, что мы машины, и не хотим быть машинами. Мы
осознаем, что мы спим, и хотим пробудиться. Действительная радость может
быть связана только с пробуждением или с чем-либо,' что помогает
пробуждению.
В. Но так много людей сознают себя в плохом смысле этого