Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

вы знаете, чего хотите, вы будете знать, куда идете, и будете

знать это правильно. Это необходимо знать. Это может выглядеть совершенно

фантастичным, совершенно невозможным с обычной точки зрения и, тем не менее,

это может быть правильно. Или это может выглядеть очень простым и правильным

и, однако, быть невозможным.

В. Можете ли вы сказать, какую цель должен преследовать человек? Я имею

в виду, что возможно приобрести посредством работы?

О. Как общий ответ -- единственной целью является изменение бытия.

Целью является достижение высших состояний сознания и способности работать с

высшими центрами. Все остальное -- путь

ГЛАВА VI

177

для того, чтобы достичь этого. Необходимо делать тысячу вещей, которые,

кажется, не имеют отношения к этому, но все они необходимы, так как мы живем

ниже нормального уровня. Сначала мы должны достичь нормального уровня, а

затем должны пытаться развивать новые вещи и возможности. Никто не может

помочь вам в этом только ваша собственная работа и ваше собственное

понимание. Вы должны начинать с понимания. Эти лекции и эта система

существуют для того, чтобы дать понимание. Следующий шаг зависит от ваших

собственных усилий. Изменение бытия может быть достигнуто, только если вы

помните все, что было сказано, и если не делаете исключений для себя и не

пропускаете вещей, которые вам не нравятся. Если вы делаете это, вы не

будете иметь правильного отношения к сказанному, и даже если вы пытаетесь

помнить, это ничего не изменит.

В. Что вы имеете в виду, когда говорите, что мы живем ниже нашего

нормального уровня? Что является нормальным?

О. Нормальность -- это способность к развитию. Обычно люди находятся

ниже нормального уровня. Только с уровня обычного человека начинается

возможность развития. Но имеется много состояний ниже состояния обычного

человека. Люди, которые слишком отождествлены, или загипнотизированы

формирующими идеями, или лгут слишком много, являются машинами больше, чем

обычный человек. Быть обычным человеком есть уже относительно высокое

состояние, так как именно из этого состояния возможно двигаться дальше.

В. Я часто пытался думать о том, чего я хочу, но нахожу только хаос

многих вещей.

О. Это так. Я хочу, чтобы вы осознали, насколько трудно определить, что

человек хочет. Допустите, что вам дана возможность получить то, что вы

хотите: вы не будете знать, что сказать. Но важно, чтобы вы понимали и знали

это, вы должны быть способны формулировать это. Относительно некоторых вещей

вы можете быть уверены, что не можете получить их каким-либо обычным путем,

но также нет никакой гарантии, что вы получите их этим путем. Например,

порядок может быть неправильным. Имеется определенный порядок, в котором

человек может получить те вещи, которых мы не знаем. Вы можете быть вполне

уверены, что можете получить некоторые вещи, но, может быть, вы получите не

то, что хотите получить, но что-то другое. И даже если вы не получаете

вещей, которых хотите, вы можете быть вполне уверены, что не могли бы

получить их каким-либо другим путем.

Странно, что люди, как правило, не знают своей цели. Цель может быть

сформулирована, только если человек уже знает кое-что о своем положении.

Если человек не сознает своего положения, все его цели будут воображаемыми.

Поэтому я советую вам думать

178

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

о вашей цели: что вы думали о ней прежде и как вы описали бы то, что

человек может получить и что он должен стараться получить. Бесполезно

описывать цель, которой, как вы знаете, вы не можете достичь. Но если вы

имеете цель, на достижение которой вы можете надеяться, тогда ваша работа

будет сознательной, серьезной.

Вначале люди обычно ставят перед собою цели, которые слишком абстрактны

и отдаленны. Цель человека сначала подобна свету, который он видит вдалеке,

во время прогулки ночью по темной улице. Он делает этот свет своей целью и

идет по направлению к нему. На пути к нему он видит другой свет, между собой

и первым светом, и он понимает, что сначала он должен идти к ближайшему

свету, и он идет по направлению к нему. Спустя некоторое время он видит

третий свет между собой и светом, к которому он идет и т. д. Это повторяется

несколько раз, пока, наконец, человек видит свет, ближайший к нему, то есть

цель,