Петр Демьянович Успенский

Четвертый путь (Часть 2)

цель?

1ЯП

ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ

О. Да. Цель означает направление, определенную линию. Если моей целью

является идти домой отсюда, будет правильным для меня повернуть направо и

ошибочным повернуть налево. Вот как может быть установлен принцип добра и

зла. Не может быть никакого определения добра и зла, или правильного и

ошибочного, без установления сначала цели или направления. Когда у вас есть

цель, тогда то, что противоположно вашей цели или удаляет вас от нее,

является ошибочным, а то, что помогает вашей цели, является правильным. Это

должна быть ваша личная цель. Если она соответствует возможности развития,

тогда настоящая система объясняет эти возможности. И если вы понимаете, что

то, что удерживает нас от достижения нашей цели, есть механичность, а то,

что помогает нам, есть сознание, тогда будет ясным, что сознание

представляет добро, а механичность -- зло. Поэтому вместо 'добрый' и 'злой'

настоящая система использует слова 'сознательный' и 'механический'. Этого

вполне достаточно для всех практических целей.

Если имеются какие-либо вопросы, мы можем продолжить, только вы всегда

должны помнить это практическое определение, так как оно является

единственным надежным основанием для нас;

что является правильным для нас -- это то, что помогает нашему

развитию, нашему пробуждению и нашей борьбе с механичностью;

а что является ошибочным для нас -- это то, что поощряет наши

механические стремления, что препятствует нашему изменению, что мешает

нашему развитию. Если мы начинаем с этого, тогда позднее найдем значительно

больше критериев для различения.

В. Является ли все механическое злом?

О. Это необязательно значит, что все, что механично, является злом; но

зло не может быть сознательным, оно может быть только механическим. Вы

должны спросить себя: может ли зло быть сознательным во мне? Все другое есть

философия. Если имеется нечто, что с вашей субъективной точки зрения вы

рассматриваете как добро, и если вы пытаетесь сознательно делать то, что

считаете дурным, вы обнаружите, что либо не можете делать это, либо будете

терять всякое удовольствие в этом. Точно таким же путем вы не можете быть

отрицательными сознательно, без отождествления. Отрицательные эмоции

являются наилучшими проводниками зла, так как они являются одними из

наиболее механических вещей, которые мы имеем.

В. В жизни мы вынуждены делать многие вещи, направленные против нашей

цели.

О. Почему против цели? Вы можете сказать, что многие вещи не

соответствуют вашей цели, но я не вижу, что человек должен делать многие

вещи против своей цели. Из всех вещей, которые человек делает в обычной

жизни, наибольшее, что он может

ГЛАВА VI

I'!

сделать, это потерять время. Но есть масса вещей, которые человек не

должен делать, которые являются значительно худшими, чем просто трата

времени. Если что-то является неизбежным, человек может всегда выполнить эту

работу безо всякой активности. Другие вещи являются значительно худшими,

такие, как воображение, отрицательные эмоции и т. д. Они не являются

неизбежными. Вещи, которые мы обязаны делать, не противоречат работе. Но, не

будучи каким-либо образом обязаны делать, мы делаем много вещей, которые

противоречат работе. Действия, которые определенно направлены против цели,

могут быть только механическими, и многие из них преграждают продвижение

человека к его цели.

В. Является ли целью сознания полное управление машиной, и таким

образом для сознательного человека все, что является механическим, не может

существовать?

О. Оставьте сознательного человека. Вы можете понять зло только в

отношении к самим себе -- остальное является слишком общим. В самих себе вы

находите особенности и стремления, которые идут против сознания, которые

помогают сопротивлению. Это зло находится в вас самих. Вы увидите, что зло

может быть проявлено только механически; необходимо длительное время, чтобы

понять это полностью. Вы можете часто ошибаться, можете принимать за зло то,

что не является злом, или принимать что-либо механическое за сознательное.

В. Можем ли мы легко делать что-либо ошибочное, если просто действуем

согласно нашему воспитанию, механически? Было бы лучше действовать против

этого?