действий, и человек способен отказаться от того,
что он считает плохим, и делать то, что он считает хорошим.
Что значит хорошее? И что значит плохое? Обычно, на этой первой стадии
человек заимствует моральные принципы из религиозных, философских или
научных идей или просто усваивает традиционные табу. Он верит, что некоторые
вещи являются хорошими, а некоторые другие -- плохими. Но это субъективная
мораль, и понимание доброго и злого является чисто относительным. Во всех
странах и во все эпохи были приняты определенные моральные кодексы, которые
пытались объяснить, что является хорошим и что является плохим. Но если мы
попробуем сравнить существующие теории, мы увидим, что все они противоречат
одна другой и полны противоречий в самих себе. Такого понятия, как общая
мораль, не существует, не существует даже христианской морали. Например,
христианство говорит, что вы не должны убивать, но никто не принимает этого
всерьез. Многие морали были построены на основе' убийства. Например, как я
сказал в первой лекции, в некоторых странах наиболее безнравственным
считается отказ от кровавой мести. И почему в одном случае человек может
убивать, а в другом нет? Все, что известно об обычной морали, полно
противоречий.
Таким образом, если вы подумаете об этой проблеме, то вы поймете, что,
несмотря на сотни моральных систем и учений, человек не может сказать, что
является правильным, а что ошибочным, ибо моральные ценности меняются, в них
нет ничего постоянного. В то же самое время, согласно своему отношению к
идее правильного и ошибочного, люди могут быть разделены на две категории.
Есть люди, которые вообще не имеют никакого чувства правильного и
ошибочного, все, что они имеют вместо морального чувства, -- это идея о
приятном и неприятном, выгодном и невыгодном. И имеются другие люди, которые
имеют чувство правильного и ошибочного, не зная в действительности, что
является правильным и что является ошибочным. Люди, принадлежащие к первой
категории, не могут быть заинтересованы в данной системе, она не для них.
Люди второй категории могут быть заинтересованы.
184
ЧЕТВЕРТЫЙ ПУТЬ
Что необходимо понять с самого начала, это то, что человек должен
начинать с некоторого ощущения правильного и ошибочного, в противном случае
ничто не может быть сделано. Затем он должен достаточно скептически
относиться к обычной морали и понимать, что нет ничего общего или
устойчивого в обычных моральных принципах, ибо они меняются в соответствии с
обычаями, местом и периодом времени. И он должен понимать необходимость
объективного правильного и ошибочного. Если он понимает эти три вещи, он
найдет основание для различения того, что является правильным и что является
ошибочным в отношении к каждой отдельной вещи, так как, если он начинает
работу правильно, он найдет, что имеются определенные нормы, с помощью
которых хорошее и плохое перестают быть относительными и становятся
абсолютными. Все дело состоит в том, чтобы начать с правильного отношения,
правильной точки зрения. Если он начинает с ошибочной точки зрения, он
ничего не найдет.
В. Как можем мы доверять нашему собственному чувству правильного и
ошибочного?
О. Вы не можете доверять или не доверять; оно имеется. Так что это не
является вопросом. Вы можете только колебаться и быть в сомнении
относительно объекта. Конечно, без знания, без развития, без сознания вы не
можете сказать определенно, является ли что-либо правильным или ошибочным;
но вы можете быть на пути к этому. Мораль всегда различна, но моральное
чувство постоянно. Если люди не имеют никакого морального чувства, нет
никакой пользы говорить им. Но чувство правильного и ошибочного -- это одно,
а определение, содержание -- это совсем иное. Два человека могут иметь очень
сильное чувство правильного и ошибочного, но что является правильным для
одного, будет ошибочным для другого. Чувство не предполагает определения,
поэтому человек может иметь чувство правильного и ошибочного и иметь
ошибочные представления об этом.
В. Помогает или препятствует сознанию применение стандарта в этом
вопросе?
О. Стандарт должен быть связан с системой. Без системы (я не имею в
виду настоящую систему, но человек должен иметь какую-то систему) вы не
можете